В Семее продолжается реформа общественного транспорта, однако вместо улучшения на автобусных остановках растет число ожидающих пассажиров, а интервалы между автобусами все еще очень велики. По-прежнему новый автобусный парк ТОО «Semey Bus» испытывает нехватку кадров, а в сети появляются все новые и новые провокационные сообщения.
Сегодня на автобусных остановках можно услышать мнение людей: зачем нужны были все эти перемены, ведь раньше было лучше. Наверное, они забыли своеволие отдельных перевозчиков, когда самовольно поднимался тариф, менялись маршруты, не говоря уже о ежедневных нарушениях графика, преждевременных сходах. Не секрет, что уже после семи вечера в городе общественный транспорт начинал стремительно исчезать. Были нарекания и по состоянию автобусов: внешнего облика, санитарии. Были жалобы на отношение водителей и кондукторов к пассажирам.
Многие годы руководители автобусных парков закрывали глаза на существующие проблемы, не были заинтересованы в закупе и обновлении автобусного парка, не хотели вкладываться в это социально- значимое, а главное — прибыльное дело. Еще в прошлом году в ходе анализа и мониторинга перед обновлением маршрутной сети было установлено, что у многих автобусных парков минимальный процент своей собственной техники, большинство – привлеченный транспорт. Не зря в ходе отчетного выступления заместитель директора НИИ транспорта и коммуникаций Байболат Байманбетов, оценивая работу автобусных парков, назвал их деятельность не чем иным, как простой продажей путевых листов.
— Многие путают два понятия: арендованный транспорт и привлеченный транспорт. Здесь никакой аренды нет – только привлеченный транспорт. Образно говоря – это продажа путевых листов. Когда перевозчики арендуют, это значит – полностью берут на себя техническое обслуживание, ремонт, бензин, шины, страховое обязательство. А этого нет. Доля привлеченного транспорта в Семее — 84%, – сказал Б. Байманбетов.
Стоит напомнить, что НИИ транспорта и коммуникаций работало в Семее девять месяцев. За это время специалисты Алматинского института провели глубокий анализ существующей схемы автобусного движения, обследовали производственно-технические базы перевозчиков, техническое состояние и инфраструктуру пассажирских перевозок, улично-дорожную сеть, остановочные пункты, разворотные площадки, пункты обслуживания экипажей транспортных предприятий. Был дан подробный отчет на расширенном заседании аппарата акима города. Этот анализ пусть и не решил все существующие сложности, но все же дал возможность обратить внимание на многие проблемы, оценить их масштабы. Особенно интересной оказалась финансовая часть отчета, из которой была очевидна позиция отдельных автобусных парков с их привлеченными автобусами – максимальная прибыль при минимальных вложениях. Водители и чаще всего владельцы автобусов, как выяснилось, в такой ситуации тоже не были сильно ущемлены. При нынешней загруженности маршрутов у отдельных водителей, даже с вычетов на ГСМ, ремонт и прочие расходы, ежедневная «чистая» выручка могла достигать до 20 тысяч. В месяц, таким образом, накапливалась весьма солидная сумма. Перевозчиков многие годы такая ситуация устраивала, оставались не у дел лишь пассажиры, которым приходилось мириться со всеми неудобствами, чтобы добраться до пункта назначения.
Городские власти во главе с действующим акимом города Ермаком Салимовым неоднократно пытались решить проблему. Проводились многочисленные встречи и заседания с перевозчиками, выездные рейды на маршрутные линии. В результате разработана и сейчас внедряется новая маршрутная сеть, создан автобусный парк «Semey Bus», который в кредит закупил новые автобусы. Естественно, по итогам проведенного в конце августа конкурса право на перевозку пассажиров по целому ряду маршрутов выиграл именно этот перевозчик. Однако, к всеобщему удивлению, у нового автобусного парка с множеством вакантных мест не стали появляться очереди желающих трудоустроиться – водители с большим опытом и собственным автобусом, ранее работавшие в других автобусных парках города, проигравших на прошедшем конкурсе, не спешили трудоустраиваться в новый автобусный парк.
Даже когда предложили фиксированную заработную плату водителям в размере 170 тысяч тенге, а кондукторам — 120 тысяч с графиком по два рабочих и два выходных дня – ситуация не сильно поменялась. Наоборот, многие требовали вернуть прежние устои и порядки, даже приходили в городской акимат выказывать недовольство, утверждая, что раньше их доход был значительно выше предлагаемого сейчас. На фоне этих высказываний несколько цинично звучат многолетние жалобы перевозчиков на растущие цены ГСМ, дорогостоящий ремонт, зарплаты, как-то неоправданным теперь кажется и частый рост тарифа на общественном транспорте.
Седьмого сентября в городе повсеместно была запущена новая маршрутная сеть, но не успела она заработать, как столкнулась с множеством проблем. В первую очередь на линии не вышло множество новых автобусов перевозчика «Semey Bus», причиной стала жесткая нехватка персонала – водителей и кондукторов.
— Когда проводили конкурсные процедуры, перевозчик ТОО «Semey Bus» подготовил все необходимые документы, в том числе предоставил данные всех водителей и кондукторов, которые есть в штате, и кадрового дефицита у них не было. Однако в день запуска новой маршрутной сети свыше 50 водителей не вышли на работу, сейчас соответствующие органы устанавливают причины произошедшего, параллельно перевозчик «Semey Bus» осуществляет поиск новых водителей и кондукторов. Уже в ближайшие дни ситуация должна нормализоваться, и новая маршрутная сеть заработает стабильно, — сказал руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Сериккали Жуманов в ходе прошедшей в среду пресс-конференции по текущей ситуации.
В настоящее время на рынке пассажирских перевозок работают три автобусных парка, один из них – новый, можно сказать муниципальный, с 49% -ным пакетом акций государства. Это автобусный парк ТОО «Semey Bus». Именно он будет осуществлять перевозку пассажиров по большему числу маршрутов, точнее — по 25-ти. Неудача запуска новой маршрутной сети в городе породила волну негодования, в социальных сетях и других интернет-ресурсах стали появляться различного рода провокационные сообщения, к примеру, что жители поселка Восточный, недовольные работой пассажирского транспорта, перекрывают улицу. Публикация набрала множество возмущенных комментариев жителей города, которые поспешили раскритиковать работу обновленного автопарка. Представители отдела транспорта и руководства города прокомментировали данный факт на пресс-конференции и призвали горожан не поддаваться на подобного рода провокации.
– В социальных сетях появились громкие заголовки о том, что жители п. Восточный перекрыли дорогу. Это все преувеличено ради, скажем так, «хайпа». На самом деле сегодня утром на остановке «4-е дачи» пять -семь человек перегородили дорогу переполненному автобусу №35. Водитель не открыл двери из-за того, что мест в автобусе не было. Полицию вызвала кондуктор. Через семь минут к этой остановке подошел другой автобус, на котором эти люди смогли уехать, и конфликт был исчерпан, – рассказал руководитель отдела внутренней политики Нуржан Есенжолов.
Ситуацию прокомментировали стражи порядка. Как отметил начальник Центрального отдела полиции, полковник Максат Зекенов, когда на вызов прибыл наряд дорожно-патрульной службы, на месте не оказалось ни людей, не автобуса, автомобильному сообщению никто и ничего не препятствовало. Из-за отсутствия состава преступления по данному вызову дело заводить не стали.
Тем не менее, с каждым днем ситуация постепенно стабилизируется. Как сообщил руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Семей Сериккали Жуманов, на линии работают 75 процентов подвижного состава. Работа по приему на работу водителей и кондукторов в автопарк ТОО «Semey Bus» продолжается. По последним данным, всем водителям и кондукторам работодатели предлагают заработную плату в размере 10 и 7,5 тысячи тенге в день соответственно.
Комментируя ситуацию, представители городских властей особо подчеркнули, что вводимая маршрутная сеть будет корректироваться. Однако известно точно, что ликвидированные ранее маршруты больше вводить не будут. Основной упор будет сделан на сокращение интервала между автобусами.
— В ходе анализа убрали все дублирующие маршруты, и их возвращать не будет. Многим может показаться, что новая сеть неудобная, что не всегда возможно доехать на одном автобусе до пункта назначения. Сегодня работаем над сокращением интервала, добиваемся максимального выхода автобусов на линии, а доехать до нужного места можно, осуществляя пересадки. С внедрением электронного билетирования одна оплата будет действовать в течение получаса после выхода из одного автобуса, то есть оплатив один раз, можно бесплатно в течение 30 минут осуществить пересадку. С вводом электронного билетирования многие проблемы должны решиться, — сказал Сериккали Жуманов.
К новой маршрутной сети пока еще много вопросов и нареканий, однако уже в ближайшие дни специалисты отдела транспорта намерены исключить недоработки. На линии должны выйти все запланированные автобусы, кроме того, на автобусных остановках планируется заменить информационные материалы.
В эти дни по техническим причинам перестало работать и мобильное приложение Infobus, руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог С. Жуманов пояснил, что и эта проблема будет решена в ближайшее время.
Еще один момент, касающийся электронного билетирования. Как отмечалось ранее, повсеместный запуск намечен ориентировочно лишь в следующем году, однако уже в ближайшее время в пилотном режиме оно будет запущено на автобусах маршрута №5. Так семейчане смогут узнать о нем и привыкнуть к новой системе оплаты.
Жандос КАСЕНОВ
Фото автора