30 лет суверенного государства.

Уже с первых дней приобретения Независимости Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев осознавал, что вопрос о международно-правовом оформлении государственной границы носит не только политическое, но и поистине сакральное значение для Казахстана. Мудрая и выверенная политика Елбасы, его незаурядное искусство дипломата позволило превратить границы Казахстана в границы дружбы, мира и добрососедства. А обретение независимости открыло перед нашим государством новую главу его истории. Столь кардинальные изменения отразились на каждом аспекте социально-экономической жизни страны. Перед казахстанским руководством встала нелегкая задача найти собственный уникальный путь исторического развития, который бы позволил молодой республике занять достойное место среди стран мирового сообщества.

Оқи отырыңыз:

Первый Президент Нурсултан Назарбаев как никто другой понимал, насколько важными являются решения, принимаемые в первые годы обретенной независимости, и вступив в новую эпоху, Казахстан нуждался в прочном фундаменте обретенного суверенитета и государственной идентичности. Молодому государству было необходимо многое начать с чистого листа, приступив к разрешению ключевых вопросов политического и экономического реформирования. А пакет жизненно важных инициатив, необходимых для разработки эффективной и результативной стратегии преодоления экономических трудностей переходного периода требовал масштабных усилий и политической воли. Елбасы осознавал, что для защиты мира и спокойствия на казахстанской земле тактика государственного управления должна быть полностью изменена. Кроме того, Республике Казахстан было необходимо заявить о себе и обозначить свое место на глобальной политической карте мира в качестве суверенного независимого государства. Для реализации данной сверхсложной задачи потребовались подготовить и согласовать целый пласт международных договоров на условиях, выгодных, прежде всего, для казахстанского народа.

Вместе с тем, будучи еще и политиком-стратегом, Нурсултан Назарбаев прекрасно осознавал всю значимость обеспечения территориальной целостности республики. Разрешение вопроса о делимитации и демаркации государственных границ исключает с повестки дня возможные территориальные споры и взаимные претензии во взаимоотношениях с соседями в будущем. И, по словам акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова, Первый Президент РК понимая, что территориальная целостность является одним из «цементирующих» начал государственного суверенитета, приложил весь свой талант и дипломатическое искусство, чтобы приблизить момент юридического оформления границ современного Казахстана.

– Государство – это в определенной степени закрепление границ этого государства, которое должны быть международно-признанным. Вот это и называется делимитацией границ, – сказал глава области. – Я тогда работал заместителем премьер-министра Республики Казахстан и возглавлял соответствующую комиссию по делам делимитации, и на тот момент была очень важной встреча с господином Цзян Цзэмином, который был руководителем коммунистической партии Китайской народной Республики и государства в целом. Кстати, он еще и очень хорошо владел русским языком. Конечно же, во время этой встречи мы видели огромное уважение китайского лидера к Н. А. Назарбаеву и когда была встреча в так называемом узком составе, обращаясь к нам, он сказал следующее: «Молодые люди, я подпишу договор о делимитации только из-за глубокого уважения к вашему президенту». Также добавив, что если мы не ускорим процесс делимитации, с нашей казахстанской стороны, то мы никогда не получим такую возможность. Я считаю, что это событие было одним из исторических в моей жизни. И отмечу, что, как истинный лидер Нурсултан Назарбаев осознавал, что вопрос границ носит, поистине сакральное значение для Казахстана.

Отметим, что с момента возникновения потребности в оформлении государственных границ независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев придерживался четкого убеждения – сложившиеся на момент распада СССР территориально-административные границы между бывшими республиками должны быть признаны государственными. Данный принцип нашел свое закрепление в Соглашении о создании СНГ, а также в Алматинской декларации от 21 декабря 1991 года. Непростым испытанием оказался переговорный процесс вокруг урегулирования пограничного вопроса с Китаем. Так сложилось, что в качестве советского политического наследства Казахстану пришлось решать с КНР вопрос о спорных участках границы. Елбасы удалось достичь выгодного для Казахстана и компромиссного решения, которое заложило основы будущих дружественных отношений двух стран. Переговоры были в целом завершены уже в 1994 году. После вступления в силу соглашения о казахстанско-китайской государственной границе в 1995 году у республики появилась признанная государственная граница с Китаем. В 2000 году между партнерами было подписано совместное Коммюнике о полном урегулировании пограничных вопросов. В результате, в 2002 году Казахстан и Китай подписали Протокол о демаркации линии казахстанско-китайской границы.

Эксперты и политологи Казахстана считают, что благодаря политической прозорливости Нурсултан Назарбаев никогда не шел на обострение конфликтов с ближайшими соседями, даже если переговоры по пограничным вопросам временно заходили в тупик. И однажды Елбасы сам отмечал, что даже в сложных ситуациях стороны «проявляли взаимоуважение и добрую волю», что в итоге не позволило политизировать вопрос о границе.

Стоит также отметить, что после завершения подготовительного процесса в 1990 году Казахстан вступил в XXI столетие с твердой решимостью завершить многолетнюю работу по оформлению государственной границы со своими соседями по Центральной Азии.  В 2001 году казахстанское руководство подписало соответствующие договоры с Туркменистаном и Кыргызстаном. В том же году был подписан договор с Узбекистаном, который определил прохождение 96% пограничной линии, а уже в 2002 году сторонам удалось заключить соглашение об отдельных участках межгосударственной казахстанско-узбекской границы.
Наращивание темпов двустороннего делимитационного процесса между Казахстаном и Россией началось в 2000 году. В силу того, что государственная граница между РК и РФ составляет 7 591 км и является самой протяженной сухопутной границей в мире, прежнее территориально-административное деление между государствами требовало серьезных уточнений. Данная работа проходила вплоть до 2004 года, а уже в начале 2005 года стороны подписали долгожданный договор о линии границы.

Подобный шаг был бы невозможен без четкого курса Елбасы на выстраивание добрососедских и доверительных отношений с региональными партнерами. Кроме того, многовекторность внешнеполитического курса, обозначенная Нурсултаном Назарбаевым, позволила Казахстану первой из республик Центральной Азии полностью разрешить вопрос о делимитации и демаркации сухопутной границы. Однако процесс оформления государственных границ на суше занял у Казахстана порядка 13 лет. Параллельно с этим руководство страны не переставало продвигать консультации касательно определения морских границ на Каспии. Вопрос о статусе Каспийского моря начал решаться на уровне специальной рабочей группы с 1996 года, а уже в 1998 году Казахстан и Россия подписали первое соглашение о разделе северной части водоема, которое стало своего рода прототипом для последующих двухсторонних и трехсторонних договоренностей. Соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря было подписано в 2001 году, а два года спустя состоялось подписание соглашение о точке стыка сопредельных участков дна Каспийского моря между Казахстаном, Россией и Азербайджаном. В конце 2014 года Казахстан смог урегулировать вопросы разграничения каспийский секторов с еще одним соседом по Каспию – Туркменистаном.

Казахстан всегда подчеркивал, что статус Каспийского моря может быть определен только на консенсусной и взаимовыгодной для всех прибрежных стран основе. Подход Казахстана к определению вопросов каспийской повестки всегда находил поддержку и понимание среди остальных прибрежных государств. И осознавая, что процесс делимитации водоема рискует затянуться на десятилетия, Первый Президент страны поставил перед собой амбициозную цель – завершить пятый Саммит глав прикаспийских государств в Актау подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Фактически 2018 год поставил финальную точку в деле оформления государственных границ Казахстана. Согласование Конвенции на Актауском саммите стало историческим прорывом не только для регионального взаимодействия, но и для всех казахстанцев. Определив статус Каспия, стороны признали легитимность ранее заключенных соглашений о разделе водоема, что позволяет обозначить границы территориальных вод, на которые распространяется суверенитет Казахстана.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что именно Нурсултан Назарбаев сыграл важнейшую историческую роль, окончательно и бесповоротно сняв любые предпосылки для каких-либо международно-правовых споров вокруг вопросов государственных границ и территориальной целостности страны. Помимо этого, мудрая и выверенная политика Первого Президента Казахстана и его незаурядное искусство дипломата позволило превратить границы Казахстана в границы дружбы, мира и добрососедства.

Акерке ТУРСУНОВА