Айбек Каримов увлекается краеведением и историей, изучает архитектуру, любит футбол и борьбу қазақ күресі.
Всегда не понимала и очень хотела узнать: как при такой большой загруженности в работе первого руководителя региона, когда порой не хватает и 24-х часов в сутки, человек, занимающий такую высокую должность, находит время для досуга, и как проводит эти редкие часы? Какому увлечению отдает предпочтение, и что в жизни этого конкретного человека значит спорт? Именно эти вопросы легли в основу моего интервью с акимом города Семей Айбеком Каримовым. Отвечать на них он стал просто и искренне…
— Время сегодня очень динамичное и задачи непростые. Напряжение моральных сил великое, и если не находить времени для досуга, увлечения любимым делом, кроме профессиональной деятельности, – это неправильно. Нужно стараться всегда держать себя в хорошей физической форме, и беречь нервную систему. А что касается увлечений, то они доставляют человеку огромное удовольствие. Я считаю, что надо уметь оторваться от текущих дел и найти возможность для полезного проведения досуга.
Мой досуг связан непосредственно с моей непрерывной профессиональной работой. В первую очередь — это вопросы архитектуры. Мне очень нравится зодчество. Почему я сегодня внимательно изучаю вопросы законодательства в области градостроительства? Потому, что хочется работать творчески с нашими профессионалами-архитекторами, и работать так, чтобы город чем-то отличался, имел свой почерк, свое лицо, сохраняя то наследие, которое у нас имеется, эти исторические памятники. Вот это меня искренне интересует. Поэтому я и досуг стремлюсь посвятить этому вопросу, его изучению. Чтобы заниматься этим, нужно глубоко знать историю возникновения, основные тенденции, источники – все это очень интересно для меня.
Второе, что меня интересует, и я начинаю этим скрупулезно заниматься, — это вопросы истории и краеведения. Через наш город проходили очень интересные маршруты: первый маршрут Чокана Валиханова в Кашгарию через Семипалатинск-Сергиополь-Лепсы. Этот маршрут я уже обозначил на карте. Тем более, что до назначения акимом города Аягоз, я работал в хозяйстве Чарского района, и уже тогда заинтересовался путем, который назывался Сергиопольским трактом. Вдоль тракта стояли небольшие каменные опоры, что интересно, аккуратно обтесанные. Это знаки для пикетов и, как сегодня, на них отмечали километраж, расстояние и направление. Создавалось впечатление, что они изготовлены на современных промышленных предприятиях. Ничего подобного! Изучая это факт, я нашел это место. Узнал, где были взяты эти валуны, установил, как они были распилены и обтесаны народным методом. Их устанавливали, чтобы путники не заблудились. По ним и сейчас можно определить дорогу: вот идет Семей, за ним – Архат — Архатские горы, Аркалык, Уш-биик, Сергиополь – интереснейший маршрут. Проезжая Сергиополь, дорога поворачивает направо на Кызыл Кия, к месту захоронения Козы Корпеш и Баян Сулу – оттуда маршрут идет на Лепсы, а затем в Кашгарию. Все это в свое время описал Чокан Валиханов.
Второй маршрут, который меня очень интересует – маршрут Пржевальского. Он пролегает из Зайсана также на Кашгарию. Еще я интересуюсь маршрутом Потанина, который очень серьезно изучал флору и фауну нашего края, и все это описал в своих трудах. И сейчас, когда читаю описание его исследований на казахском языке, нахожу такие интересные вещи. Интересны также первые экспедиции из России, например, Ивана Дмитриевича Бухгольца. Тем более что я в свое время работал в Шемонаихе, и этот маршрут мне интересен.
{jcomments on}
Изучая краеведение, Айбек Муталапханович пришел к выводу, что в книгах по истории Казахстана есть определенные пробелы. Это касается периода с 1650 по 1900 гг. Вместе с другими исследователями он решил их восполнить. Для этого пригласил одного профессионального историка, и второго — любителя. Однако, по мнению Айбека Каримова, любитель – историк по призванию, и даже знает намного больше отдельных профессионалов.
— Мы сегодня закончили монографию, она называется «Абилфеиз» — о человеке, который управлял регионом, и готовил кадры по управлению нашим краем. Мы хотим выпустить десятитомник. Первый том уже готов и скоро будет презентован. Наши взгляды совпадают, потому что вопросы управления, особенно в Казахстане средних веков – во время эпохи феодализма — тема актуальная. В то время был свой управленческий корпус чингизидов. Любой населенный пункт, род, племя казахов управлялись чингизидами. И, самое главное, что мы выяснили: наши казахские правители, а это, в основном, были бии, старейшины и старшины, объединялись и шли к верховным правителям, просили прислать их детей, чтобы они правили в этом регионе. Вот так у нас появился Абилфеиз. Его выпросили у Абильмамбета и, когда он пришел, то установил здесь такой институт, как подготовка кадров управленцев. Сколько у нас населенных пунктов, территорий или земель называется их именами, знаете? К примеру, возьмите Чарск. Село Кошек. Задайте вопрос тому, кто рядом: знает ли он, кто такой Кошек? Или в Кокпектинском районе есть место Ажы. Спросите, кто такой Ажы? Или дальше расположены населенные пункты Уан, Когедай… Расспросите, кто знает об этом. Вот этим вопросом я очень увлечен и занимаюсь этим на досуге. Тем более что у нас есть уникальнейшая возможность — библиотека Абая – посмотрите, сколько там архивных данных, и все на виду. Посмотрите наш историко-краеведческий музей или городской архив – не надо ездить ни в Томск, ни в Омск, ни в Москву. Переработав все, вы получите достоверные материалы.
Во время беседы мой взгляд все время привлекал расположенный за спиной акима книжный шкаф. Увидев объемный фолиант «Большая книга восточной мудрости», я спросила, помогают ли ему собранные в ней притчи, афоризмы, истории?
— Да, я прибегаю к ним иногда, но больше всего люблю фундаментальные издания. Но если вы обратили внимание на эти книги, то у меня есть еще Коран и Библия, и я также увлечен ими. Коран помогает познавать мир в сравнении и в общем. Истинные каноны есть, и они говорят нам, что появление человека в жизни – явление временное, и время, отданное тебе Всевышним, нужно прожить достойно. Когда читаешь основные суры, то понимаешь, кто есть кто. Есть люди, которые, делают что-то специально плохое, есть те, кто наоборот, все делает от души. Есть люди, которые много делают, но себя не выпячивают, но есть и те, кто завидует. Существует очень много характеристик, но самое главное: и в Коране и в Библии четко сказано, что человек должен иметь достойнство и честь.
— В Исламе четко обозначены две вещи, — продолжает мой собеседник, — надо быть терпеливыми и благодарными. Двумя этими характеристиками — сабырлық и тәубашылық — обладает не каждый народ. Наш казахский – обладает. Это толерантность, терпеливость и благодарность тому, что он имеет. Эти книги придают человеку силы. Бывают же разные моменты: критические ситуации, конфликты, хочешь ты этого или не хочешь. Как выйти из этого конфликта? Глубина конфликта — это противовес или очередной рабочий момент? Вот меня и учит увлечение этими великими книгами. Или, к примеру, у аль-Фараби есть великолепная книга, в которой он описал, кто такие градоначальники. Читаешь ее и понимаешь, что это — книга современная. Или взять Абая. Его почитаешь, и не надо искать других философов – он описал сегодняшний день.
Айбек Муталапханович рассказывает, как любит покопаться в архиве, несмотря на недостаток времени, почитать аналитические книги.
— Я недавно взял в библиотеке книгу Асфандиярова об истории Казахстана древнейшего периода. Она издана в 1935 году. Взял книгу Бекмуханова, тоже по истории нашей страны, изданную в 1947-м. Сравниваю с толкованием современных историков о том, что такое Казахстан. Интересно…
Наша беседа плавно меняет тему, и теперь мы говорим о спорте – увлечениях и предпочтениях.
— Ну, конечно же, футбол… Это игра классическая. Это не просто там мяч гоняют 22 человека. Ничего подобного! Я слежу за величайшими мастерами, величайшими футболистами. Это уважаемые, интеллектуально богатые люди. Они не просто бегают за мячом, или мощны физически: они оперативно принимают решения, обдумывают ситуации за короткие мгновения. Футбол — это классический пример коллективизма. Здесь один человек ничего не сделает – ведь ситуации бывают разными. Взаимодействие, взаимопонимание, взаимная поддержка и, самое главное, — воля. Воля к победе, а если проигрыш – то стремление к победе, радость победы… Футбол – это целая наука.
Жители Семея не раз видели акима на футбольном мини-поле в качестве игрока. По его собственному признанию, с футболом он всегда. Кроме этой игры Айбек Муталапханович отдает предпочтение национальным видам спорта и считает, что их, ну просто необходимо, активно пропагандировать и развивать:
— Возьмите хотя бы борьбу қазақ күресі. Это великолепный вид спорта, очень динамичный и интересный вид борьбы, который требует не только физических сил, но и, опять-таки, интеллекта. Это красота и атлетизм. А вообще, все виды прекрасны. Отдавая предпочтение футболу и борьбе, я очень уважительно отношусь к «королеве спорта» — легкой атлетике. В школе играл в баскетбол, но в институте в секцию из-за невысокого роста меня в команду не взяли… Обожаю гандбол – прекрасный вид спорта, но по ряду причин, к сожалению, мне тоже не удалось в свое время в него поиграть… И вообще, со времен Независимости я встречался на спортивных площадках со многими руководителями регионов, и хочу рассказать о том, как зажигательно играл в ручной мяч Виталий Леонидович Метте. У него техника, стойка, опора мощная такая всегда была. А Бердыбек Машбекович как футбол играет? Весь игре отдается. Жаль, что у нас всех на спорт и увлечения почти не остается свободного времени, — с сожалением подводит черту в нашем разговоре Айбек Каримов.
Из кабинета первого руководителя Семейского региона ухожу в некоторой растерянности: во многих вопросах глава города в этот час стал для меня открытием.
Лейла УРАЗБАЕВА