Большие долги «Семей-Водоканала» перед энергетической компанией привели к отключению ряда повысительных насосов. Это привело к снижению уровня подачи воды в верхних этажах 60 многоквартирных домов.
На сегодняшний день задолженность ГКП «Семей-Водоканал» перед ТОО «Шығысэнерготрейд» составляет 151 миллион тенге. Это привело к отключению 20 повысительных насосов, обслуживающих 60 многоэтажных домов. Как пояснил директор ГКП «Семей-Водоканал» Еркен Сагандыков, причина, по которой возникла проблемная ситуация, — большая дебиторская задолженность как населения, так и юридических лиц.
«Задолженность населения составила 113 миллионов тенге, причем 24 миллиона «безнадежны». Немалые долги и юридических лиц. Только у ГКП «Теплокоммунэнерго» эта цифра достигает 152 миллиона тенге», — говорит Е. Сагандыков.
В общей сложности предприятие обеспечивает услугами централизованного водоснабжения и канализации около 89 тысяч абонентов. Тарифы за услуги определяются согласно показателям измерительных приборов, если назвать проще — счетчиков, а в случае их отсутствия — согласно установленным нормам. В среднем месячная оплата каждого из видов услуг составляет около 350 тенге.
«По сравнению с другими коммунальными услугами тарифы за воду значительно ниже — одна тысяча литров воды стоит всего 25 тенге. Сейчас у нас самый большой долг одного абонента составляет 60 тысяч тенге. Если разделить эту сумму на 25 тенге и считать в литрах — объемы равны целому железнодорожному составу, или сорока вагонам. Только представьте — сколько это воды. Благо, у нас не так много таких должников. Их всего около 600 абонентов», — пояснил директор ГКП «Семей-Водоканал».
Финансовые трудности, как пояснил Еркен Сагандыков, негативно отражаются на деятельности всего предприятия. В их числе задержки заработной платы и налоговых отчислений. Однако и это не весь перечень проблем.
«На сегодняшний день около 80% сетей изношены и нуждаются в ремонте. Недостаток финансов влияет на проведение плановых мероприятий по их модернизации», — подчеркнул директор ГКП «Семей-Водоканал».
{jcomments on}Работа с неплательщиками, как пояснил руководитель предприятия, ведется постоянно. До последнего времени основными рычагами давления были судебные органы. Однако недавно предприятие приобрело специальное оборудование, позволяющее точечно отключать злостных неплательщиков от пользования канализацией.
«Мы производим локальное отключение от услуг пользования канализацией. Для этого нам теперь даже не нужно попадать в квартиры. Такие меры мы были вынуждены применить в адрес 80 наших абонентов. Должен отметить, что такие методы оказались весьма действенными — более 50 квартир уже оплатили свои долги», — говорит Еркен Сагандыков.
Работа с физическими лицами идет полным ходом, чего не скажешь о юридических лицах — самый крупный потребитель — ГКП «Теплокоммунэнерго», потребляющий до 30 % от общего объема, по-прежнему имеет большие долги. Это почти 152 миллиона тенге.
«Если бы «Теплокоммунэнерго» перед нами полностью закрыло свои долги, мы бы могли полностью погасить свои долги перед энергетической компанией. Но тепловики не могут этого сделать, так как им самим население должно миллионы. В корне сложная ситуация возникает из-за недобросовестных граждан, не желающих оплачивать долги», — пояснил Еркен Сагандыков.
На сегодняшний день вокруг коммунальных служб образовался замкнутый круг, в котором неоплаченные долги одного приводят к трудностям во всех звеньях цепи. Если говорить проще, дебиторская задолженность жителей перед «Теплокоммунэнерго» стали одной из причин образования долгов перед ГКП «Семей-Водоканал». Последний, в свою очередь, имеет долги перед ТОО «Шығысэнерготрейд».
Если государственные коммунальные предприятия применяют точечный метод борьбы со своими должниками, то подобная процедура, применяемая энергетической компанией, затронула всех жителей верхних этажей 60 домов. Ограничения подачи воды или снижение ее уровня произошли из-за отключения в городе 20 повысительных насосов.
«У нас 52 повысительных насоса, из них 20 уже отключено. Энергетики сами выбирают, какой насос отключать. Без этих устройств вода в полном объеме попадает лишь до пятого этажа», — прокомментировал Еркен Сагандыков.
«Потребители должны понимать, что трудности одного коммунальщика непременно отражаются на работе другого предприятия, и в конечном счете это повлияет и на самих граждан. Да и потом, любой труд, так же как и услуга, должен оплачиваться», — пояснил Е. Сагандыков.
Что касается проблемы с отключением повысительных насосов — на сегодняшний день переговоры с энергетической компанией ведутся, но какие будут результаты — пока неизвестно.
Жандос КАСЕНОВ