Повышение качества государственных услуг является одним из целевых индикаторов Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015 — 2025 годы.
Как известно, коррупция возникает, когда граждане в ходе реализации своих прав и законных интересов контактируют с органами государственной власти и ее должностными лицами, что в основном связано с получением государственных услуг.
Сегодня население области в большей своей части обращается за получением государственных услуг непосредственно в государственные органы, т.е. сохраняются коррупционные риски, связанные с прямым контактом должностных лиц с населением.
Детальный анализ механизмов реализации государственных функций, в том числе государственных услуг, позволит выявить и устранить причины, способствующие распространению коррупции.
На сегодняшний день в стране принимаются комплексные меры по развитию сферы государственных услуг и информатизации работы государственного аппарата, сокращающие прямые контакты чиновников с гражданами и минимизирующие условия для коррупционных явлений. Чем будет проще и прозрачнее процедура получения государственных услуг, тем меньше будет уровень коррупции.
Одной из принимаемых мер в превенции коррупции является расширение перечня государственных услуг, предоставляемых населению на альтернативной основе, а именно через филиалы Государственной корпорации «Правительство для граждан» и по принципу «одного окна».
Данный процесс позволит сконцентрировать предоставление услуг в одном месте, т.е. Государственная корпорация должна стать единым провайдером государственных услуг, а принцип «одного окна» будет способствовать повышению комфортности получения населением государственных услуг, сокращению сроков и документов, предоставляемых услугополучателями, противодействию коррупции.
Здесь необходимо отметить, об имеющейся положительной тенденции. К примеру, такие государственные услуги, как «Выдача справки о наличии либо отсутствии судимости», «Выдача справки о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках», «Выдача справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества» раньше оказывались только при непосредственном обращении к услугодателю, то сейчас их можно получить как через Государственную корпорацию, так и через веб-портал «электронного правительства».
Вместе с тем, данный этап должен сопровождаться проведением реинжиниринга бизнес-процессов оказания государственных услуг, что соответственно повлечет за собой упрощение процедур получения государственных услуг.
В данном направлении уже проводится большая работа. Департамент Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по ВКО, как уполномоченный орган по контролю и оценке за качеством оказания государственных услуг, на постоянной основе проводит анализ качества оказания государственных услуг, принимает меры по совершенствованию бизнес-процессов оказания государственных услуг.
К примеру, только за 1 квартал 2017 года департаментом проведен реинжиниринг бизнес-процессов более 60 государственных услуг.
Следующим шагом в устранении предпосылок возникновения коррупции станет перевод государственных услуг в электронный формат. В первую очередь в базовых отраслях социальной сферы, включая образование и здравоохранение, оказание соответствующих услуг в электронном виде будет способствовать общему снижению коррупциогенности, т.к. согласно статистическим отчетным данным, по итогам 2016 года свыше 45% государственных услуг от общего их количества оказаны в данных сферах, что говорит об их востребованности.
С целью популяризации среди населения электронного способа получения государственных услуг департаментом проводятся различные разъяснительные мероприятия. В частности, разработан видеоролик о возможностях получения государственных услуг в электронной форме через портал «электронного правительства», который транслируется во всех зданиях Государственной корпорации, местах нахождения услугополучателей и на интернет-ресурсах услугодателей.
В целом принцип прозрачности является ключевым фактором в противодействии коррупции, и поэтому работа по его внедрению должна проводиться на постоянной, системной основе, в том числе путем мониторинга качества и доступности оказания государственных услуг.
Бакыт ЗЛОБИН, главный специалист управления государственных услуг департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по ВКО
{jcomments on}