В скором времени во всех вузах страны ожидаются реформы подготовки отечественных врачей, которые напрямую повлияет и на систему здравоохранения. На этой неделе в Медицинском университете Семей обсудили предстоящие преобразования, их значимость, ожидаемые результаты и многие другие актуальные вопросы.
Долгие годы медицинское образование в Республике Казахстан было связано с системой, принятой в Советском Союзе. Отдельно существовали педиатрический факультет и факультет лечебного дела, длительность обучения на которых составляла шесть лет. Образование носило дисциплинарный, преподаватель-центрированный, линейный подход. С 2015 по 2016 годы медицинские вузы РК начали активное сотрудничество с вузами — стратегическими партнерами. В 2017 году принят новый ГОСО, который предоставил вузам гораздо большую свободу, но вместе с тем проявил имеющиеся дополнительные проблемы – отсутствие четко прописанных утвержденных конечных результатов обучения выпускников медицинских вузов, неясные квалификационные требования к выпускнику и врачам-специалистам.
— В рамках исполнения Плана Нации «100 конкретных шагов» и реализации Государственной программы «Денсаулық» во всех вузах страны ведется активный процесс модернизации. Внедряется шестилетняя образовательная программа, закон о трудоустройстве выпускников, кроме того, при наборе студентов на обучение во всех вузах теперь вводятся психометрические экзамены. Такие меры вводятся во всех вузах страны, при этом наш вуз согласно поручению республиканского учебно-методического совета является основным разработчиком новой образовательной программы, — рассказал журналистам ректор Медицинского университета Семей Ерсин Жунусов.
— Мы совместно с нашими стратегическими партнерами из университета «Башкент» разработали программу модернизации системы обучения в медицинских вузах, она уже согласована и готовится к внедрению с сентября этого года. Подобные реформы приближают отечественную систему образования для медицинских работников к международным стандартам, такие меры позволяют интегрироваться в международное образовательное пространство, то есть наши дипломы и специалисты будут признаны в мире, будет улучшено и качество медицины в стране, — сказал Ерсин Жунусов.
В 2017-2018 году медицинские университеты разработали проект компетенций выпускников интернатуры. На основе предложенной модели Медицинский университет Семей весной 2018 года занялся разработкой проекта конечных результатов обучения для выпускников по специальности «Общая медицина». Каталог конечных результатов обучения основывается на модели компетенций СanMEDS (2015), Швейцарском каталоге конечных результатов обучения выпускников медицинских школ 2008 года, Турецкой национальной программы медицинского образования, 2014 г., и модифицирован совместно с представителями стратегического партнера университета «Башкент».
CanMEDS — это структура определяет и описывает способности, которыми обладает врач для эффективного удовлетворения потребностей людей в области здравоохранения. Эти способности тематически сгруппированы в семь ролей, которые в свою очередь делятся на ключевые компетенции и субкомпетенции.
Как известно, ранее поступление в медицинские вузы Казахстана регулировалось результатами Единого Национального тестирования без предварительной оценки личностных качеств абитуриентов и их пригодности к профессии врача. В целях усиления требований к абитуриентам, поступающим в медицинские вузы, введен психометрический экзамен. Необходимость его проведения для абитуриентов, обусловлена тем, что предъявляемые требования к личности будущего врача имеют ряд особенностей. По результатам психометрического тестирования приемная комиссия сможет определить прикладные способности будущих врачей и его профпригодность.
Все эти нововведения стали главной темой обсуждения прошедшей в Медицинском университете Семей пресс-конференции. Профессорско-преподавательский состав вуза подробно представил информацию о каждом направлении предстоящих реформ, а также были даны ответы на актуальные вопросы журналистов.
Жандос КАСЕНОВ
{jcomments off}