Согласно еженедельному мониторингу департамента статистики Восточно-Казахстанской области, с 13 по 20 октября в городе зафиксирован рост цен на гречневую крупу, подсолнечное масло и куриное яйцо. Специалисты отдела предпринимательства уверены, как только фермеры снимут свежий урожай и он попадет на прилавки, цена начнет снижаться. Что касается цен на яйцо, то здесь весьма некстати пришелся птичий грипп. Влияет на цену и тот факт, что в Семее нет собственной яичной фабрики.
Как рассказали на пресс-конференции представители отдела предпринимательства, основные причины роста цен – повышенный спрос на продукты питания, связанный с карантинными мерами, изменение логистики и транспортировки товаров.
– Список социально-значимых товаров включает в себя 14 позиций. За ними отдел предпринимательства осуществляет мониторинг. Мониторинг включает в себя заключение меморандумов с представителями розничной и оптовой торговли на предмет сдерживания цен. Работа профилактическая и носит рекомендательный характер, чтобы представители торговли не отпускали товары с наценкой более 10%. С 13 по 20 октября выявлен рост цен на гречневую крупу, подсолнечное масло и яйцо, остальные цены, в целом, стабильны. Основная причина повышения цен – карантинные меры, однако, его можно назвать системным, поскольку старый урожай уже заканчивается, а новый еще не убран. Со временем цены начнут снижаться, как только произойдет уборка различных культур, – отметила заместитель руководителя городского отдела предпринимательства Анжела Маслова.
Кроме того, растут цены и на куриное яйцо. Анжела Маслова отметила, что поскольку в Семее нет собственной яичной фабрики, вполне логично то, что стоимость их увеличивается – в нее автоматически включается логистика.
– Цены на яйцо растут сообразно росту цен на корма. Кроме того, сильное влияние на цены оказал высокопатогенный птичий грипп, который влияет на яйценоскость кур. В Семейском регионе производство яйца отсутствует и, по большей части, яйцо является привозным. Если бы не было транспортных расходов и город производил этот продукт самостоятельно, цена на него, естественно, была бы гораздо ниже, – подчеркнула Анжела Маслова.
По словам специалистов, предпринимателей Семея не приходится просить дважды: цены постепенно снижаются до приемлемых значений.
– Мониторинг проводится на постоянной основе. Если мы видим, что цена на социально-значимый продукт заведомо завышена, мы проводим разъяснительную работу и выясняем причины, по которым продавец поднимает цену. Предприниматели, в большинстве своем, идут навстречу и цены снижают, если возникает такой прецедент. Меморандумы, которые мы заключаем с предпринимателями, бессрочные, – сообщила Анжела Маслова.
Заведующая сектором отдела предпринимательства Айжан Хасенова говорит, что индекс потребительских цен в Семее ниже по сравнению с республиканским почти на 1%.
— В 2017 году пстановлением Правительства РК внесены дополнения и изменения. Сейчас мы контролируем цены на 19 наименований товаров первой необходимости. Причем, торговая надбавка не должна превышать 10%. Однако существуют правила внутренней торговли, которые гласят, что розничной торговле доступна надбавка 15% от закупочной цены. Индекс потребительских цен по Семею составляет 105,2%, что ниже на 0,8% республиканского значения. За неделю выросли цены на три социально-значимых продукта. Основная причина – ограничения и карантинные меры, – сказала Айжан Хасенова.
Как отметили на конференции, в целях сдерживания инфляционных процессов ведется ежедневный мониторинг розничных цен на социально значимые продовольственные товары, охватывая универсальные торговые рынки и предприятия торговли во всех районах города. В случае необоснованного повышения цен, принимаются меры оперативного реагирования с выяснением причин роста и рекомендательной работы по их снижению. Заключаются бессрочные меморандумы с розничными торговыми предприятиями о применении торговой надбавки не более 10% на социально значимые продовольственные товары. В этом году подписаны два меморандума с оптовыми предприятиями о взаимном сотрудничестве по стабилизации роста цен на социально значимые продовольственные товары, а также меморандумы по стабилизации роста цен на плодоовощную продукцию с оптовыми реализаторами. С руководителями оптовых и розничных предприятий торговли периодически проводятся совещания по вопросу недопущения необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары, необоснованного роста стоимости аренды торговых площадей и других платных услуг.
Также в Семее в целях сдерживания цен на социально значимые продовольственные товары, функционирует стабилизационный фонд. АО «Социально-предпринимательская корпорация «Ертіс» закупило 3000 тонн плодовоовощной продукции, в том числе 1000 тонн картофеля, 850 тонн капусты, 400 тонн моркови и 750 тонн лука. Закуп был произведен у ТОО «Агрофирма «Приречное». 31 октября продукция стабфонда была заложена в овощехранилища в полном объеме. Реализация будет осуществляться с ноября по май по цене, графику и объемам согласно рекомендациям Комиссии по управлению региональным стабилизационным фондом и постановлению акимата ВКО. Вместе с тем, на конференции отметили, что контроль за соблюдением условий меморандумов по реализации продукции стабилизационного фонда проводится на постоянной основе, также ведется еженедельный мониторинг цен в розничных предприятиях. В настоящее время с торговыми предприятиями ведется работа по заключению меморандумов на реализацию плодоовощной продукции стабилизационного фонда. Места реализации продукции позже будут опубликованы в средствах массовой информации. На сегодняшний день заключены меморандумы с розничными торговыми предприятиями для реализации макаронных изделий (рожки) — 194 тенге и риса — 281 тенге за килограмм из регионального стабилизационного фонда АО «СПК «Ертiс». Отделом предпринимательства также ведется координирующая работа между торговыми предприятиями и оператором программы по организации поставок продукции стабфонда.
Рената ТАХИРОВА
{jcomments off}