Совсем неоднозначную реакцию вызвал у казахстанцев законопроект «О противодействии семейно-бытовому насилию». Многие восточноказахстанцы подключились к обсуждению проекта и уже подписали петицию против закона о семейно-бытовом насилии. В свою очередь общественники назвали его антисемейным и готовятся направить президенту Касым-Жомарту Токаеву петицию против его принятия. Кроме того, некоторые активисты страны уверены, что если проект будет принят в сегодняшнем виде то, он может нарушить конституционные права граждан. Но так ли это на самом деле? Мы решили изучить мнение экспертов, населения и общественников.
Данный законопроект спровоцировал дискуссию в казахстанском обществе. Разработчики уверяют, что он поможет снизить уровень бытового насилия в стране. Но их оппоненты опасаются, что новые формулировки поставят под угрозу привычный семейный уклад нашего общества.
К примеру, нашей героине – жительнице Усть-Каменогорска Оксане Юркиной 23 года, а ее младшему брату всего шесть лет. Родителей у них нет. Ответственность за воспитание мальчика девушка взяла на себя. Помогают бабушка и дедушка. Она работает и параллельно учится, с недавних пор стала гражданской активисткой. Оксану смущают новые поправки в законы, особенно тот пункт, когда по сигналу любого третьего лица представители государственных органов без суда и следствия могут посчитать, что ребенку плохо в семье и забрать его.
— Как любой взрослый человек, я иногда ненароком могу отругать ребенка за его шалости. Честно скажу, что я могу наказать своего маленького брата за то, что он не сделал домашнее задание и поставить его в угол. Так как у нас нет родителей, мне приходиться самой воспитывать его. Учитывая, что он будущий отец и глава семьи, я пытаюсь из него вырастить достойного мужчину. Однако, если для кого-то это будет каким-то поводом посчитать, что я с ним грубо обращаюсь, возможно, у меня могут его забрать. Но кто лучше меня сможет о нем позаботиться? Я его люблю и делаю все возможное, чтобы он рос счастливым и не чувствовал себя хуже других детей, — говорит Оксана Юркина.
Законопроект молодая девушка считает антисемейным. Поэтому активистка одна из первых подписала петицию против его принятия. Отметим, что на сегодняшний день петицию запустили практически во всех городах Казахстана.
— Знаю, что помимо петиции еще некоторые общественники из столицы и Алматы написали письмо президенту Казахстана, в котором просят его о том, чтобы он обратил внимание на этот законопроект и чтобы его не принимал, — сказала О. Юркина.
Бурное обсуждение законопроекта длится почти год. Оно и понятно, ведь семейные дела касаются каждого. Однако, после проведения в городе Нур-Султан очередного семинара по этой теме, где разбирали, как говорят активисты «подводные камни» многие казахстанцы, в том числе и жители нашей области, обратили на него свое внимание. Между тем, столичный адвокат Елена Игнатенко считает, что нынешние формулировки позволяют любой поступок родителей трактовать как насилие.
— В качестве меры защиты, благой меры помощи семьи предлагается внедрить институт сопровождения семей, когда сотрудник приходит в наш дом и сопровождает семьи изнутри, заглядывая в кастрюльку, проверяя, как вы общаетесь со своим ребенком. Это не помощь семье института сопровождения, а это жесткий контроль, который вообще полностью отобьет желание семьи заводить детей, — считает эксперт.
У разработчиков законопроекта свое видение предлагаемых поправок. Они говорят, что действующие нормы не помогают профилактике насилия. В качестве примера приводят ужасающие факты, когда детей насилуют знакомые их родителей, или же мать выставляет маленькую дочь раздетой на мороз, а отец из-за невымытой посуды угрожает ребенку расправой, кроме того домашние тираны избивают и убивают жен и детей. Так, по словам члена Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК Салтанат Турсынбековой, которая участвовала в обсуждении документа с самого начала, если законопроект будет принят, то в случае угрозы жизни и здоровью членов семьи у полиции появится оперативное право запрещать агрессору находиться в одном помещении с ними до десяти дней.
— Многие считают, что главная задача в этом законопроекте – это лишь бы изменить что-то, или лишь бы написать. Но, нет. Это абсолютно не так! Я сразу хочу отсеять для населения такие мысли. Нет никакого вопроса о какой-то ювенальной юстиции с запада или такого нет в законопроекте, нет там такого, что отберут детей или заберут теперь за шлепок, если холодильник не наполнен, если там айфон ему не купили или просто отругали. Нет такого однозначно в законе. Думаю, некоторым людям тоже стоит прочитать информацию о семейно-бытовом насилии, к примеру, хотя бы за последний год. Не все люди живут одинаково и не все родители любят и заботятся о своих детях одинаково, — делится в своем официальном аккаунте в Фейсбук член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК Салтанат Турсынбекова.
Законопроект вызвал большой резонанс среди населения. В его обсуждении приняли участие даже представители казахстанской эстрады, которые призывают через социальные сети подписать петицию против принятия закона, утверждая, что он ущемляет права родителей на их детей.
Как вывод, мы можем лишь сказать, что и у сторонников, и у противников поправок в закон все же есть общее: все они – за сохранение семьи и защиту прав детей. Но даже если сейчас разные люди по-разному видят предложенные формулировки, то это все же сигнал для депутатов рассмотреть его еще раз. До окончательного принятия закон должен быть написан так, чтобы его нормы были однозначными и ни у кого не было возможности перевернуть для личной выгоды или общественного резонанса. Все же, кроме вопроса защиты детей от их родителей, возможно «творителям» закона нужно рассмотреть и ужесточение закона о бытовом насилии в части отношений супругов и пересмотреть административную статью в пользу уголовной. Ведь ежегодно в Казахстане от бытового насилия погибают 400 женщин.
Акерке ТУРСУНОВАъ
{jcomments off}