Одним из значимых праздников для граждан Казахстана является День Независимости, который мы ежегодно отмечаем 16 декабря. Благодаря обретению независимости народ Казахстана обрел Конституцию, гарантирующую подлинные гражданские права и свободы и выступающую гарантом их соблюдения.
Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме, является фундаментальным государственно-правовым актом нашей страны, который гарантирует широкий ряд универсальных прав и свобод человека и гражданина, проведение свободных выборов, реализацию принципов единства государственной власти и разделения властей на три ветви, функционирование системы местного управления и самоуправления. Она действительно является Основным Законом жизни казахстанского общества, и в этом заключается ее значительный созидательный потенциал, который еще предстоит полностью реализовать и который, вероятно, еще не до конца нами раскрыт.
Конституция – не просто правовой акт. В преамбуле и статьях Основного Закона заложены главные нравственные устои существования национального общества и государства. Он занимает высший уровень в иерархии всех нормативных правовых актов Республики Казахстан, и поэтому все законы и любые подзаконные акты в нашей стране не должны и не могут противоречить Конституции Казахстана.
Согласно Конституции республики, единственным источником государственной власти признан народ Казахстана. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту в пределах его конституционных полномочий. Такое право главы государства обусловлено тем, что Республика Казахстан является унитарным государством, когда Президент страны обеспечивает согласованное функционирование законодательной, судебной и исполнительной ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
На протяжении прошедших лет страна достигла многих, ранее неизведанных высот в построении нового общества. И в этой связи непременным условием дальнейшего становления Казахстана является неуклонное соблюдение, применение норм, принципов и идей Конституции всеми гражданами страны, государственными органами, должностными лицами и общественными объединениями как основа правопорядка, законности, реализации прав и свобод человека, дальнейшего повышения качества жизни, утверждения политической стабильности и общественного согласия.
Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию в 1998 году, ориентированы на совершенствование политической системы страны в целях повышения активности участия народа в управлении государством. Важным шагом в этом направлении стало введение смешанной избирательной системы.
Конституционные новеллы 2007 года предусматривают снятие запрета на слияние общественных и государственных институтов и на государственное финансирование общественных объединений, ограничение пределов применения смертной казни, санкционирование ареста и содержания под стражей только судом. В Конституцию были внесены также поправки, стимулирующие становление современной партийной системы, расширяющие полномочия Парламента, увеличивающие численность его депутатов, порядок избрания и основания прекращения их мандата.
Новая процедура формирования Правительства и упрощение контрольных механизмов позволяет повысить эффективность воздействия законодательной ветви власти на исполнительную. Были изменены отдельные нормы Основного Закона, регламентирующие деятельность судебной и правоохранительной систем, местного государственного управления и самоуправления и некоторые другие. Конституционная реформа предопределила новые концептуальные подходы к пониманию основных общественно-политических институтов и перспектив их развития. Ряд изменений и дополнений в Конституцию в их взаимосвязи позволяет по-новому трактовать предназначение государственной власти, содержание функций государства, определять принципы взаимоотношений государственных органов, общественных объединений и граждан, шире вовлекать институты гражданского общества в решение государственно значимых задач, устанавливать юридические нормы, адекватные изменяющимся общественным отношениям.
Без соблюдения Конституции нет, и в принципе не может быть, законности как таковой. Основной — следовательно, обязательный для всех, исполняемый неукоснительно.
Казахстан выбрал путь на построение правового государства. Следовательно, должно быть обеспечено доверие к Основному Закону, без неукоснительного соблюдения каждой буквы Конституции невозможно добиться успеха реформ, достичь подлинной общественной стабильности.
Е. ЗАУШОВ, магистр юриспруденции, старший преподаватель КазГЮИУ
К. ТАСТЕКЕЕВ, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой КазГЮИУ