За круглым столом в городском Доме Дружбы обсудили вопрос проведения поминальных обедов в соответствии с канонами исламской веры.
«Всякая душа вкусит смерть» — говорится в сурах священного Корана. И как бы этого не хотелось, рано или поздно каждый человек покинет этот мир.
К смерти и всему, что с ней связано, в исламе – особое отношение. Об этом мы можем узнать как из самого Корана, так и в жизнеописаниях пророка Мухаммеда, его сподвижников и трудах исламских богословов. О том, как правильно поминать усопших, шла речь во время круглого стола в городском Доме Дружбы, организованном мусульманским духовенством Семея при поддержке отдела внутренней политики.
Не секрет, что для проведения поминальных обедов – катымов — сегодня заказываются дорогие рестораны на 200 — 300 посадочных мест, где накрываются щедрые столы. Идя на поводу у мнения окружающих, либо стремясь показать свой статус и положение в обществе, некоторые устраивают из поминовения своих родных и близких настоящие соревнования. Как отмечают представители духовенства, такое поведение недопустимо и противоречит тому, что предписывается религией.
{jcomments on}- Самое главное в поминальном обеде – это не еда, а молитва по усопшему, — говорит главный имам Духовного управления мусульман Казахстана по Семейскому региону Максат кажы Алтыбай. – Современные катымы бывает трудно отличить от торжеств: на столы ставятся щедрые угощения, фрукты, а после основной трапезы устраивается чаепитие со сладостями. На это тратятся большие деньги, в то время как лучше было бы раздать их в качестве милостыни или потратить на благотворительность. Для проведения же поминального обеда достаточно самых простых продуктов: мяса, бауырсаков и лепешек, булочек, курта, масла, печенья, кураги, изюма и сахара.
Примечательно, что ни в Коране, ни в других исламских текстах нет прямого указания на обязательность проведения поминальных обедов, а ряд мусульманских богословов и вовсе негативно высказывались по поводу собраний для соболезнования и поминок в доме умершего. Не лишним будет упомянуть и о том, что ислам осуждает установку дорогостоящих памятников на могилах, более того – это считается исрафом – ненужной тратой денег, которая не только не приносит никакой пользы усопшему, но и вредит ему на том свете. Свод мусульманских законов – Шариат – разрешает поставить какой-либо памятник и ограждение лишь с той целью, чтобы люди знали, что это — захоронение и не ходили по нему, а также для того, чтобы можно было узнать могилу близкого человека. Но – не более того. Так, мусульманский богослов Ибн Каййим аль-Джаузия писал: «Не было в Сунне Пророка делать могилы высокими, или сооружать на них что-либо из камня, кирпича или гипса, или воздвигать на них купола». Другой выдающийся исламский ученый и правовед Абдуллах ибн Масуд передавал следующие слова Пророка: «Поистине, наихудшие из людей — это те, которые застанут Судный Час живыми и те, которые превращают могилы в мечети».
Также в исламской традиции является нежелательным открыто скорбеть по усопшему. Об этом говорил сам Пророк: «Два дела, совершаемые людьми, являются признаком их неверия: поношение происхождения других и громкие причитания по покойному». Куда нужнее на первых порах выплатить за умершего его долги, если таковые имелись. По этому поводу до наших дней дошли другие слова Мухаммеда: «Душа правоверного привязана к его долгу, пока он не будет выплачен». Кроме того, если кто-либо из родных покойного выполнит за него обет, возместит обязательные дни поста или же совершит хадж – это только пойдет на пользу.
Главные же наставления для мусульман, потерявших близких, мы можем найти опять же в словах пророка этой религии: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни; знаний, которыми могут пользоваться люди; или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него».
Эльдар НУРУЛЛИН
Фото автора