15 февраля в православии отмечается один из двенадцати великих («двунадесятых») праздников христианства — Сретение Господне, которым завершается цикл рождественских праздников.
В переводе со старославянского слово «сретение» означает «встреча». Этот праздник установлен в честь встречи благочестивого старца Симеона с младенцем Христом. В более широком смысле подразумевается встреча всего человечества с Богом.
История праздника восходит к временам за несколько веков до рождения Христа. Тогда египетский царь Птолемей II Филадельф решил перевести Священное Писание (а именно — существовавший на тот момент Ветхий Завет) – с иврита на греческий язык. С этой целью правитель собрал лучших богословов, хорошо знавших эти древние языки. В их числе был и Симеон – человек праведный и благочестивый.
{jcomments on}Встретив в книге пророка Исайи слова о том, что от девы родится сын, Симеон посчитал, что в священный текст закралась ошибка, и решил самостоятельно исправить слово «дева» на «женщина». Однако в этот момент его руку остановила рука ангела, который велел ему ничего не менять и сообщил, что Симеон не покинет этот мир, пока лично не убедится в истинности данного пророчества.
Симеону пришлось ждать этого момента очень долго. Согласно преданию, старец прожил около 300 лет. В один из дней он, следуя велению внутреннего голоса, пришел в Иерусалимский храм. Здесь Симеон повстречал молодую деву с ребенком на руках. Как не трудно догадаться, это была Богоматерь с младенцем Христом. Согласно иудейским законам, после родов женщина сорок дней не могла появляться в храме, но если на свет рождался первенец, то на сороковой день его родители были обязаны принести малыша в храм для обряда посвящения Богу.
— Симеон почувствовал, что этот младенец – именно тот, о ком говорилось в пророчестве. Тогда он взял ребенка на руки и прилюдно признал в нем Бога. Вскоре после этой встречи старец, наконец, смог спокойно покинуть этот мир, — рассказывает благочинный Семипалатинского округа настоятель Воскресенского кафедрального собора митрофорный протоиерей Феодор Проскурин.
Сретение также символизирует собой встречу Ветхого и Нового Заветов. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» Сретение относится к одним из древнейших церковных праздников: самые ранние упоминания о нем относятся еще к IV веку.
В народной же традиции принято считать день Сретения днем встречи зимы с весной, что породило множество примет и поговорок: «На Сретение зима с весною встретилась»; «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». О приближающейся весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна; ежели на Сретение установится оттепель — весна ранняя и теплая, коли холода завернут — весна холодная, выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне». По названию праздника последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются сретенскими.
Записал Эльдар НУРУЛЛИН