В минувшую пятницу в акимате прошло обсуждение плана реализации второго этапа программы «Народного IPO». Так, об итогах первого этапа и об ожидаемых результатах рассказал заместитель директора Усть-Каменогорского филиала инвестиционно-брокерской компании АО «Фридом фриланс») Олжас Егизеков.
IPO (от английского Initial Public Offering) — первоначальное публичное предложение акций той или иной компании для продажи. Главное отличие народного IPO от всемирного — уровень доступа участникам. Проще говоря, в отличие от мировых требований, в которых уровень доступа к акциям зависит от суммы вложений, в нашей стране каждый казахстанец имеет равные права, вне зависимости от объема вложения.
Целью программы являются развитие локального фондового рынка и предоставление возможности участия граждан в росте экономики страны. По мнению специалистов, реализуемая в стране программа открывает немало перспектив: владение акциями успешных предприятий дает гражданам возможность получать прибыль от их развития и роста. Это происходит как при увеличении цены акции, так и за счет выплаты дивидендов. Помимо этого, народное IPO способствует развитию фондового рынка. Предоставляя населению возможность приобрести акции ведущих предприятий, государство расширяет круг инвесторов. Увеличивающийся спрос на акции приводит к росту их ликвидности, что в свою очередь положительно влияет на развитие рынка ценных бумаг. Также средства, привлеченные в ходе народного IPO, госкомпании могут инвестировать в свое дальнейшее развитие, приобретение активов, модернизацию и расширение производства. Олжас Егизеков пояснил, что в странах с развитой экономической системой сосредоточены крупнейшие фондовые биржи, которые на деле смогли доказать свою эффективность, оказывая значительное влияние на ускорение экономических процессов перетока капитала.
Народное IPO в нашей стране было введено по инициативе главы государства Нурсултана Назарбаева в 2012 году. Первый этап государственной программы начался с представления акций компании «КазТрансОйл». Как пояснил О. Егизеков, несмотря на то, что в начале реализации программы граждане восприняли ее скептически, результаты превзошли ожидания многих вкладчиков.
{jcomments on}«Для многих народное IPO ассоциировалось с опытом 90-х годов. На первом этапе акционерами компании стали более 34 тысяч человек. Часть акции продать не удалось, но в последующем их выкупили пенсионные фонды страны. Тем не менее, опыт показал, что люди, вложившие свои средства в акцию, получили значительные доходы», — добавил он.
IPO-акции, выставляемые для продажи, предлагаются, в первую очередь, населению страны, где оперируют компании-эмитенты. Как правило, при народном IPO для продажи выставляются предприятия, в которых государство владеет полным или контрольным пакетом акций. Программа разработана и реализуется АО «ФНБ «Самрук-Казына» и Министерством экономического развития и торговли Республики Казахстан.
В период с 13 октября по 30 ноября по стране проводится информационно-разъяснительная кампания второго этапа реализации программы «Народное IPO». Согласно ей среди населения запланировано размещение акций нескольких крупных компаний. В период второго — АО «КЕГОК». В последующем планируется представить акции АО «Самрук Энерго», АО «КТЖ» и АО «Казатомпром».
Как было отмечено в ходе встречи, все представленные компании являются инфраструктурными и важными составляющими национальной экономики, которые имеют долгосрочные планы по развитию и большие перспективы роста, что обязательно повлияет на стоимость акций. Также компаниям оказывается поддержка со стороны государства, что делает их надежными и устойчивыми к кризисным ситуациям.
В период проведения информационно-разъяснительной компании в 25 городах республики будут проведены 70 лекций и 400 презентаций для широкого круга населения с целью разъяснения программы «Народное IPO», основ фондового рынка, повышения финансовой грамотности населения, о возможностях приобретения акций ведущих национальных компаний гражданами Казахстана. Лекции и презентации проводятся брокерами таких компаний, как АО «Halyk Finance», АО «BCC Invest», АО «Private Asset Management», АО «Асыл Инвест», АО «Фридом Финанс», которые расскажут о механизме участия в программе «Народное IPO», о результатах 2013 года и о возможностях программы 2014 года.
В рамках информационно-разъяснительной кампании также во всех областных центрах и крупных городах в общественных местах будут размещены брендированные автобусы с промоутерами, чтобы информировать о месте и времени проведения лекций и презентаций.
Жандос КАСЕНОВ
Фото Дархана АХМЕТОВА