Растить молодых патриотов
Огромные изменения, произошедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловлены переосмыслением сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
В «Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» уделяется особое внимание казахстанскому патриотизму. «Новый казахстанский патриотизм — основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Фундамент казахстанского патриотизма — это равноправие всех граждан и их общая ответственность за Родину» — указывается в стратегическом документе. |
Анализ практики патриотического воспитания в учебных заведениях убеждает в необходимости организации специальной системы форм и методов по решению проблемы патриотического и гуманитарного воспитания студентов, в которую могут войти: изучение истории, традиций, культуры своего народа, своего края, своей Родины, своего учебного заведения; участие студентов в различных конкурсах, соревнованиях за честь колледжа, университета, города, области, республики; дискуссии, конференции по вопросам экологии, сохранения природных и материальных ресурсов; участие в молодежных движениях; туристические поездки по стране, встречи с интересными людьми; посещение всевозможных выставок, отражающих достижения казахстанских мастеров, художников, архитекторов и т.д.
Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Критерий эффективности воспитательной работы в этом направлении — проявление гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости.
В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе педагогическим коллективом при активном участии средств массовой информации, представителей основных религиозных конфессий страны. Независимость нашего государства является символом гордости за страну, казахстанского патриотизма. Понятие независимости выступает основой единства Казахстана, призванной объединить наш народ. Во многом воспитание патриотизма начинается с государственного языка, который является таким же символом государственности, как гимн, флаг и герб.
Важнейшим в социально-педагогической деятельности по патриотическому воспитанию является организация целенаправленного взаимодействия молодежи с окружающей социальной средой и социальной действительностью. Так как «никто не может жить в обществе и быть от него свободным», должно быть не только реализовано право свободного выбора жизненного пути, но и предоставлена возможность для проявления своих способностей.
Патриотическое воспитание тесно связано с гражданским воспитанием. Гражданственность является нравственно-политическим качеством личности, нравственным критерием которого является патриотизм. Молодежь должна быть востребована обществом. Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества — цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание. Становление гражданского воспитания является приоритетным в социальной политике государства.
Таким образом, основными принципами патриотического и гражданского воспитания казахстанской молодежи могут являться: принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех молодежных объединений республики по патриотическому воспитанию; принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование специфических форм и методов воспитательной работы с учетом особенностей деятельности той или иной группы молодежи; принцип учета исторического опыта прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих легендарных предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к созидательному труду; принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей.
Динара МҰСАҚЫЗЫ, преподаватель КГКП «Государственный медицинский колледж им. Д. Калматаева
г. Семей»