Недавно сразу четыре стипендиата программы «Болашак» Государственного университета им. Шакарима г. Семей Найля Мухановна Тулебаева, Сауле Сериковна Тулеугалиева, Ляззат Адилжаппаровна Нагашбекова и Гульмира Толеубековна Мукаева вернулись из Швейцарии, где проходили научную стажировку в Montreux school of business. О своей поездке рассказала доцент кафедры «Химия и география» ГУ им. Шакарима г. Семей Сауле Сериковна Тулеугалиева.
— Сауле Сериковна, расскажите, как вы готовились к этой поездке.
— Когда был объявлен конкурс, мы подали все необходимые документы и прошли несколько тестов и экзаменов. Требования при сдаче экзаменов были очень жесткими, и я очень волновалась, ожидая результатов, несмотря на то, что у меня за плечами более 23 лет научного и преподавательского опыта. К большой радости, все старания полностью оправдались, и решением республиканской комиссии я стала обладательницей международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак».
— По какой специальности проходила ваша стажировка?
— Специальность была выбрана «Педагогическая диагностика. Анализ и оценка качества менеджмента в образовании». Программа научной стажировки выполнена полностью в соответствии с предварительным планом-графиком. Так, в течение стажировки изучено десять курсов, в программах которых презентованы современные информационные, инновационные, интерактивные методики и представлен интересный материал, который необходим для педагогической работы в университете.
— Что вы успели изучить за два месяца научной стажировки?
— Все курсы, которые мы прослушали, были очень насыщенными и интересными. Например, во время прохождения курса «Инновации и креативность», который вел преподаватель, доцент Slike Zanker, была выбрана тема «Определения. Модели и взаимосвязи. Исследования и эксперименты. Выводы и рекомендации для организации и руководства. Инновационные бизнес-модели». Во время этого курса мы активно обсуждали самые инновационные компании в прошлом и сегодня, говорили о креативности и о том, как руководители могут оказать положительное влияние на инновации, что стимулирует инновации. Во время каждого курса мы закрепляли материал упражнениями, проводили тест-дивергенции, решали головоломки на креативное мышление, проводили параллели между системой образования Казахстана и Швейцарии.
Я считаю все изученные курсы очень интересными, познавательными и творческими. Причем почти каждый из них вели разные преподаватели. Курс «Инновационные исследования» мы изучили под руководством профессора Yvonnede Grandbois, курс «Культура Швейцарии» вел профессор Hanna Slisinska, курсы «Международный менеджмент в образовании», «Развитие организации, проектирование и изменения» и «Деятельность в системе образования» вел профессор P. Porter, курс «Публичные выступления в образовании» — профессор Slike Zanker, курс «Финансирование в образовании» — профессор F. Dalipi, курс «Экономика в образовании» — профессор Dominique Jordan. Таким образом, мы познакомились и обменялись опытом с самыми передовыми учеными Швейцарии.
— Будут ли полученные вами знания применены в педагогической деятельности в Государственном университете им. Шакарима г. Семей?
— Конечно, приобретенные в ходе изучения курсов знания будут внедрены нами в процесс преподавания таких учебных дисциплин, как экология, биология, почвоведение, методика преподавания и многие другие. Также запланированы научные статьи по результатам изучения таких материалов, как экология почв Швейцарии, США, сравнительные характеристики параметров плодородия с почвами Казахстана. Мы с большим удовольствием делимся всем, что изучили во время стажировки, со своими коллегами, студентами, магистрантами. Также немаловажно, на мой взгляд, что, находясь в Швейцарии, мы смогли многое рассказать им о Казахстане. Например, я написала в одном из своих домашних заданий о важных вопросах в развитии образования Казахстана, использовала информацию из Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011 — 2020 годы. Кроме того, наша группа приготовила презентацию: «Почвы Швейцарии и Казахстана. Сравнительные характеристики» и многое другое о нашей культуре, языке, традициях.
— Какое у вас осталось впечатление от самой Швейцарии?
— Это невероятно красивая страна с интересной, самобытной культурой. Мне навсегда запомнятся величественные заснеженные горы швейцарских Альп, город Монтре, красивейшее Женевское озеро, на берегу которого и расположен университет Montreux School of Business. Благоприятное впечатление осталось и от отношения к образованию в Швейцарии. Так, целью Montreux School of Business является подготовка профессиональных управленцев XXI века через целостное и комплексное образование, включающее даже такие деликатные навыки, как управление эмоциями. Немаловажно, что все учебные программы университета аккредитованы в ACBSP (Аккредитационный совет по бизнес-школам и программам) и ECBE (Европейский совет по бизнес-образованию). Я рада, что наше государство дает ученым Казахстана такую возможность, как активное «погружение» в европейскую систему образования, что, несомненно, служит повышению профессиональной компетенции наших специалистов и будет способствовать внедрению приобретенного опыта в Казахстане. Для меня значимость стажировки в зарубежном вузе очень высока, и теперь я буду стремиться в своей профессиональной деятельности к тем планкам и высотам, которые были заданы во время обучения в Европе.
Беседовала Асель ШАЙХЫНОВА