С каждым годом доля отрасли машиностроения в экономике города неуклонно растет. На сегодняшний день она представлена несколькими предприятиями. Одним из старейших является АО «Семипалатинский машиностроительный завод», отметивший в прошлом году свое 45-летие.
Основными видами деятельности завода являются производство, ремонт, реализация, освоение и сервисное обслуживание готовой продукции для разных секторов экономики. Так, предприятие входит в состав АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» и является участником военно-технического сотрудничества. С поступлением первых заказов от министерств, выпуск гусеничной техники стал основным направлением работы на предприятии. Выпускают здесь также комплектующие для подвижного состава. Завод принимает активное участие в государственных программах по увеличению объема производства импортозамещающей отечественной продукции и доли казахстанского содержания. В частности, по заказу АО НК «Қазақстан темір жолы» группой конструкторов и инженеров-технологов предприятия был разработан, освоен и внедрен новый вид продукции – крышки люка грузового полувагона для потребителей ремонтных депо, производство которой сегодня поставлено на широкий поток.
Сегодня АО «Семипалатинский машиностроительный завод» имеет полный цикл производства и, как упоминалось выше, специализируется на производстве гусеничной техники высокой проходимости. Визитной карточкой завода можно назвать гусеничный транспортер-тягач ГТ-Т в его разных модификациях. Еще в 2007 году предприятие приступило к выпуску гусеничного семикаткового транспортера-тягача ГТ-ТБУ с увеличенной длиной грузовой площадки, что намного расширило технические возможности этой машины и позволило более эффективно использовать ее в разных сферах. Этот шаг способствовал упрочнению положения предприятия на рынке Казахстана и СНГ, укреплению связей с ведущими российскими нефтесервисными и геофизическими компаниями в области поставок гусеничной техники.
Объем продукции неуклонно рос, и уже в 2008 году на предприятии, успешно прошедшем процедуру сертификации, увеличилось количество заказов на основное изделие ГТ-Т, которое к тому времени уже насчитывало шесть разных модификаций и изготавливалось с учетом требований и пожеланий заказчика. Кроме того, в этот год на предприятии был освоен новый вид продукции железнодорожного направления для нужд «Қазақстан темір жолы» — продольные и торцевые борта платформ, которые с 2009 года выпускаются в общем количестве до 12 тысяч штук ежегодно.
{jcomments on}С 2010 года с приходом на завод нового генерального директора — кандидата политехнических наук, Почетного машиностроителя РК Нурлана Омарова – началась новая волна модернизации производства и замены устаревшего оборудования, сопровождавшаяся освоением производства новых видов техники. Огромный опыт управленческой работы позволяет генеральному директору завода успешно претворять в жизнь новые смелые идеи, улучшать систему менеджмента качества и продвигать продукцию, производимую в Семее, не только на рынке Казахстана, но и далеко за его пределами. Со времени нахождения на посту гендиректора Нурлана Омарова объем производства на предприятии увеличился в 10 раз и продолжает расти.
В 2011 году важным событием для завода стала разработка, а затем и выпуск опытного образца фрезерно-роторного снегоочистителя на тракторную технику. С 2012 года предприятие принимает участие в гособоронзаказе по разработке, производству и модернизации вооружения и военной техники на основании государственной лицензии. Благодаря активной поддержке со стороны Министерства обороны РК, головной компании «Казахстан инжиниринг» и ФНБ «Самрук-Казына», в этом году были освоены к выпуску бортовые платформы на автомобили «КамАЗ», такелажное оборудование для военной техники.
В 2013 году предприятие впервые в Казахстане начало выпуск автомобильных грузовых прицепов «МАЗ-892600» в рамках программы импортозамещения. АО «Семипалатинский машиностроительный завод» тесно сотрудничает с ОАО «Минский автомобильный завод». С прошлого года здесь начато производство транспортных прицепов для автомобилей «МАЗ» и «КамАЗ», осваивается прицепная техника сельскохозяйственного назначения, при этом степень локализации достигла 52%. Была выпущена первая партия прицепов в количестве около 100 штук для нужд армии по гособоронзаказу. В дальнейшем предполагается довести проектную мощность по прицепам до 1000 штук, что в денежном выражении составляет 3,5 млрд тенге в год.
Завод также успешно освоил изготовление элемента гусеничного движителя – опорного катка с полиуретановой шиной для боевой машины пехоты и гусеничного снегоболотохода ГТ-СМ.
В рамках участия в Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития на 2010 — 2014 годы была существенно обновлена структура АО «Семипалатинский машиностроительный завод», производилось техническое перевооружение и модернизация производства, что является гарантом стабильного развития предприятия, повышения качества выпускаемой продукции, ее конкурентоспособности на рынке машиностроения.
С прошлого года на заводе реализуется инвестиционный проект по реконструкции, модернизации и техническому переоснащению, конечной целью которого является обновление производства, внедрение современных технологий и выпуск новых видов изделий с увеличением доли казахстанского содержания.
До 2018 года предприятие планирует увеличить объем производства до 15 млрд тенге.
Принято решение финансирования инвестиционного проекта «Сборочное производство автотехники «МАЗ». На освоение нового проекта головная компания выделила порядка 1,5 миллиарда тенге. Из них 850 млн тенге планируется израсходовать на ремонт производства, оставшиеся 650 млн тенге – на закуп современного оборудования. После реконструкции предприятия предполагается запустить сборку седельных тягачей, самосвалов, бортовых автомобилей марки «МАЗ». Предполагаемая проектная мощность составит порядка семи миллиардов тенге. Для отработки локализации данного проекта белорусские коллеги передали всю необходимую техническую и технологическую документацию. Кроме этого, в ближайшее время на предприятии планируют внедрить производство школьных автобусов.
В декабре прошлого года подписан меморандум о сотрудничестве между АО «Семипалатинский машиностроительный завод» и государственной корпорацией CNHTC (г. Цзинань, КНР). Соглашение направлено на углубление дальнейшего сотрудничества, в частности, в организации благоприятных условий для создания сборочного производства автотехники HOWO в Казахстане. Стороны договорились обеспечить максимально возможный уровень казахстанского содержания в автомобильной и прицепной технике, и в соответствии с требованиями законодательства РК довести уровень локализации производства комплектующих автомобильной и прицепной техники до 30% в текущем году, и до 50% — в 2017 году.
В долгосрочной перспективе перед заводом стоит задача увеличить долю казахстанского содержания до 100%, что позволит значительно уменьшить себестоимость продукции и создать сотни новых рабочих мест.
Высокая квалификация персонала, современные методы управления, гарантия качества, учет интересов потребителей, строгое выполнение договорных обязательств, гибкая ценовая политика – все это позволяет «Семмашзаводу» стабильно удерживать свои позиции на рынке машиностроения.
Реализация данного инвестиционного проекта имеет большое стратегическое значение в регионе, будут освоены новые технологии, приобретено новейшее, современное оборудование и многофункциональные станки, созданы дополнительные рабочие места.
В планах предприятия создание благоприятных условий для работы и жизни молодых специалистов, выпускников колледжей и вузов, обучение их на Минском автомобильном заводе, строительство жилого дома, детского дошкольного учреждения для молодых семей. Для жителей города Семей планируется строительство спортивного комплекса, Дома культуры.
Другим крупным предприятием отрасли машиностроения в нашем регионе является АО «СемАз».
На сегодняшний день здесь налажены пять основных линий производства.
Брендом завода можно назвать автобусы «Daewoo». Сегодня здесь выпускается пять моделей разной вместимости. Наши автобусы успели положительно зарекомендовать себя для нужд добывающих компаний, а также в сфере пассажирских перевозок разных городов. В прошлом году предприятие выпустило около 100 единиц этой продукции. Как рассказал генеральный директор АО «СемАЗ» Асемкан Дускужанов, сегодня на заводе изготовлена и проходит испытание первая партия экологичных автобусов на газе.
Другой линией производства является сборка тракторов МТЗ. Сегодня на заводе выпускается восемь тракторов разных модификаций. Данный вид техники в первую очередь предназначен для использования в отрасли сельского хозяйства, в том числе работы на сухих почвах. В прошлом году АО «СемАЗ» выпустило более 1300 тракторов, план этого года составляет 1500 единиц техники.
Выпускаются на заводе и вездеходы «Урал», незаменимые для труднопроходимых мест, в связи с чем они также пользуются спросом в добывающих компаниях и силовых структурах. По словам гендиректора, предприятие в состоянии выпускать «Уралы» с любым навесным оборудованием, будь то краны, бензовозы и т.д.
Перспективным направлением на АО «СемАз» является сборка грузовиков «Foton» разной грузоподъемности: начиная от одной тонны и заканчивая 25-тонниками. В текущем году завод планирует выпустить до 600 машин разной тоннажности. При этом, как отметил А. Дускужанов, АО «СемАз» планирует довести уровень казахстанского содержания в производстве этой линии техники до 50%.
Еще одной линией, где предприятие также увеличивает уровень казахстанского содержания, является сборка тяжелых грузовиков «Shacman». И если в прошлом году АО «СемАЗ» выпустило около 400 таких грузовиков, то в этом году подняло планку вдвое – до 800 единиц.
— Мы стремимся увеличить долю казахстанского содержания по всем направлениям работы; наша цель – обеспечить заказами как можно больше местных предприятий, чтобы деньги оставались внутри страны и работали на благо Казахстана, — отмечает генеральный директор АО «СемАз» Асемкан Дускужанов. – Это является нашим ответом государству, со стороны которого сегодня предпринимаются все меры для поддержки перспективных отраслей промышленности и бизнеса. Серьезным подспорьем в нашей работе стал призыв приобретать продукцию и товары местного производства.
В прошлом году АО «СемАЗ» произвело продукции на 15,5 млрд тенге, что превышает показатель 2013 года в 2,5 раза. В текущем году предприятие ставит перед собой цель как минимум сохранить прежний уровень. В перспективе же здесь хотят довести объем производства до семи-восьми тысяч единиц машин ежегодно.
Эльдар НУРУЛЛИН