Казахстан – современная развивающаяся страна, ведущая активный поиск форм и методов эффективного государственного управления, включающего в себя соединение интересов всех слоев общества, государства и его территориальных частей. Основная цель, стоящая перед государством – это повышение благосостояния населения на основе устойчивого развития национальной экономики. Для достижения поставленной цели Президентом Республики Казахстан определен целый ряд приоритетов, одним из которых является повышение эффективности государственного управления.
С момента обретения независимости руководством страны предпринят ряд последовательных шагов по созданию и совершенствованию системы и механизмов государственного управления, отвечающих реалиям конкретного периода укрепления государственности и суверенитета, развития экономики и гражданского общества.
Но анализ показывает, что отдельные направления административной реформы требуют дальнейшей реализации и развития, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, а по некоторым приоритетным направлениям необходимо решение ряда имеющихся проблем: незавершенность процесса перехода к системе планирования, ориентированного на результат, сохранение низкого качества предоставления государственных услуг, несовершенство лицензионно-разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности государственных органов, высокий уровень коррупции, недостаточно эффективное управление государственными активами и необходимость оптимизации квазигосударственного сектора, проблемы профессионализации государственной службы, подотчетности и прозрачности государственного управления.
{jcomments on}Глава государства Н.А. Назарбаев, выступая на очередном XVI съезде партии «Нұр Отан» 12 марта 2015 года, выдвинул Пять институциональных реформ для укрепления государственности. Президент подчеркнул: «Эти пять реформ создают условия для укрепления казахстанской государственности и вхождения в 30 развитых стран мира». Президент выдвинул тезис о необходимости перехода Казахстана к следующему этапу государственного строительства — построению открытого, подотчетного населению государства.
Первая реформа предполагает усовершенствование процедуры поступления на государственную службу, системы оплаты труда госслужащих, а также усиление противоборства с коррупцией. В этой связи будет разработан и принят ряд законов, создано антикоррупционное спецподразделение в Агентстве РК по делам государственной службы и противодействию коррупции и проведена комплексная аттестация действующих госслужащих. Кроме того, изменения в этой сфере позволят допускать на работу в государственной службе зарубежных менеджеров, отдельных специалистов из частного сектора и граждан Казахстана – сотрудников международных организаций.
Вторая реформа подразумевает переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная). Будут ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на должность судьи, расширена область применения суда присяжных, в Астане создадут Международный арбитражный центр AIFC и т. д. Ее реализация гарантирует право собственности, создаст условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств.
Согласно третьему пункту, в сельскохозяйственный сектор Казахстана планируется активное привлечение стратегических инвесторов, а также реализация ряда изменений – от введения в рыночный оборот земель хозяйственного назначения, до упрощения процедуры смены их целевого назначения. Помимо этого, будет интегрирована таможенная и налоговая системы, чтобы обеспечить непрерывность обложения импортеров налогами от момента ввоза до реализации товаров. Также, в обрабатывающую промышленность Казахстана планируется привлечь как минимум 10 транснациональных корпораций, в дополнение к этому будет укреплен институт бизнес-омбудсмена и усовершенствован миграционный режим, который позволит привлекать квалифицированных специалистов из-за рубежа.
Четвертый пункт направлен на укрепление казахстанской идентичности, движущей силой которой должен стать средний класс. В этой связи будет разработан ряд программ: патриотический акт «Мәңгілік Ел», проект АНК «Большая страна – большая семья» и другие.
Пятая реформа предполагает создание подотчетного государства — расширение практики отчетности руководителей государственных органов, обеспечение прозрачности процесса принятия решений, поэтапное сокращение зоны ответственности государственных органов и передача полномочий, связанных с оказанием социально значимых государственных услуг институтам гражданского общества, обеспечение широкого внедрения саморегулирования в обществе. Также, станет публичной вся бюджетная и консолидированная финансовая отчетность, результаты внешнего финансового аудита, итоги оценки эффективности государственной политики, результаты общественной оценки качества государственных услуг, отчет об исполнении республиканского и местного бюджетов.
Для введения в действие указанных реформ создана Национальная комиссия по модернизации при Президенте страны под руководством премьер-министра РК. В состав комиссии вошли пять рабочих групп, состоящих из отечественных и зарубежных экспертов. 6 мая 2015 года на первом заседании Национальной комиссии по модернизации главой государства был представлен «План нации — 100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ». Перед министерствами, местными исполнительными органами, а также перед казахстанским обществом в целом, поставлены задачи последовательной реализации пяти институциональных реформ и достижению конкретных целей.
План нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ» создавался с участием мирового опыта, который изучался долгое время. План направлен на модернизацию ключевых сфер жизни общества.
Одной из главных задач является проведение институциональных реформ с учетом международной практики, необходима качественно новая, действенная и жизнеспособная модель государственного управления на принципах корпоративного управления, результативности, прозрачности и подотчетности обществу. Институциональные реформы не самоцель, а требование времени. Во всем мире на первое место выходит проблема возвышения и повышения эффективности государства – главного инструмента преобразований и развития, созданного обществом.
Модернизация правительства, создание высокопрофессиональной государственной службы на принципах меритократии, формирование эффективной структуры управления, подчиняющейся требованиям главных потребителей государственных услуг – непосредственно всех граждан и бизнеса, все это фундамент стабильности и благополучия общества, залог его поступательного развития.
Г. ГАЛЯПИНА, старший преподаватель кафедры государственного управления ВКГУ им. С. Аманжолова