Две недели назад в общественном транспорте появились объявления о повышении тарифа на проезд до 80 тенге. Тариф не повысился, так как в данном случае эта мера незаконна. Тем не менее, вопрос не снят с повестки дня и находится под пристальным вниманием исполнительной и представительной власти. Аким города Ермак Салимов лично проверяет график движения автобусов и то, насколько качество пассажирских перевозок соответствует прописанным условиям в договоре.
Неделю назад вместе с секретарем городского маслихата Бейсенбеком Акжаловым аким города ожидал автобус № 45 на остановке «Центральная площадь» очень долго — около часа. В субботу глава города решил воспользоваться услугами маршрута № 35 в вечернее время. Это один из длинных маршрутов, его оборот — 42 километра. Это практически единственный маршрут, следующий от АЗС «Юбилейная» до поселка Водный. Во время ожидания общественного транспорта на остановке «Юбилейная» (конечная остановка маршрута — о чем нет никакой информации, и об остановке здесь пассажирского транспорта знают только местные жители) Ермак Салимов беседовал с женщиной, ожидающей автобус. Как оказалось, услугами данного маршрута она пользуется каждый день, его расписание выучила почти наизусть, но не всегда график совпадает с реальным движением.
— Бывало, что автобус не доезжал до конечной остановки, водитель ссылался на плохую дорогу и отказывался ехать дальше, приходилось добираться пешком. В последнее время он ходит по маршруту, хотя дороги не изменились, — посетовала горожанка. — Услугами автобуса № 35 я пользуюсь часто, поэтому стараюсь выходить на остановку к назначенному времени, чтобы успеть. Автобус ходит по графику.
Как оказалось, в 20.00 к конечной остановке подошел уже последний в этот день автобус. Последний круг он должен был завершить в 21.00. Несмотря на то, что была суббота и уже смеркалось, желающих воспользоваться услугами общественного транспорта хватало. Хотя перевозчики постоянно утверждают обратное — после 20.00 возить некого и кроме убытков ничего не будет.
{jcomments on}Ермак Салимов ознакомился с графиком движения и схемой маршрута, а затем выслушал мнение горожан о качестве пассажирских перевозок и повышении тарифа. Мнения разделились — одни утверждали, что качество хорошее и цены на проезд поднимать нужно, большинство пассажиров же отмечает неудовлетворительную работу пассажирского транспорта. И это касается не только маршрута № 35. К примеру, три года назад в городе появились новые схемы маршрутов, на остановках установили таблички с указанием маршрутов и интервалов следования. Но, как посетовала дозвонившаяся в редакцию семейчанка, кондуктор маршрута № 3 сказала, что все они устарели и не соответствуют действительности. А на многих остановках такие таблички и вовсе исчезли. Много жалоб у горожан и на движение автобусов по утрам, когда все спешат на работу. Не все автобусы выходят на маршрут, и отсюда образуется большой интервал. Жители окраин жалуются, что в вечернее время автобусы самовольно сходят с маршрута и добраться домой для них — проблема. Также много нареканий у семейчан вызывает санитарное состояние салонов и состояние дорог.
Соблюдение Правил дорожного движения — отдельная тема. На остановках удобно «устраиваются» такси или частные авто. Да и среди водителей общественного транспорта наблюдается полное отсутствие взаимоуважения, то и дело норовят кого-то обогнать, «подрезать» и увезти из-под носа пассажира.
По словам кондуктора, в день услугами маршрута пользуются около 400 человек. Право бесплатного проезда — у участников войны и инвалидов по зрению. Хотя некоторые несознательные граждане пытаются воспользоваться ситуацией в свою пользу.
— Кто-то показывает удостоверение с поддельными печатями, многие делают цветную копию проездного билета и показывают издалека, а в толпе не всегда удается отличить подделку от подлинника. Бывает, что пассажиров мало, а у человека не хватает денег на проезд, ну не выгонять же, — сказала кондуктор.
В точно назначенное время — в 21.00 — автобус приехал на конечную остановку «Таймас». Недавно здесь засыпали гравием ямы. Но местные жители решили по-своему — каждый день они растаскивают его по дворам.
Доставив пассажиров до места, автобус отправился на мойку, чтобы утром вновь развозить спешащих горожан.
Тема качества пассажирских перевозок будет продолжена в следующих номерах.
Флора ЛЕВИНА
Фото Эльдара НУРУЛЛИНА