На глазах Гульфии Галиулловны Хусайновой – медицинской сестры поликлиники онкологического диспансера – проходило становление онкологической службы Семея, начиная от советского периода и заканчивая нашими днями. В этом году исполняется 46 лет, как ветеран труда пришла работать в данное учреждение.

Впервые порог онкодиспансера Гульфия Хусайнова переступила в октябре 1970 года — учащейся двухгодичных курсов медсестер при Обкоме Красного креста.
— Я никогда не планировала связывать свою жизнь с медициной, — признается Гульфия Галиулловна. – После окончания школы я поступала на исторический факультет местного пединститута, однако не смогла пройти по конкурсу. Чтобы не терять времени, пошла работать в Дом ребенка нянечкой. Параллельно поступила на двухгодичные курсы медсестер. Для лучшего усвоения полученных навыков учебу желательно было сочетать с работой в медучереждении. Так я и оказалась в Семипалатинском онкологическом диспансере. Не знаю, почему пошла именно сюда – каждый раз я проходило мимо этой больницы со страхом.
Старшее поколение знает: прежнее здание онкодиспансера в нашем городе представляло собой одноэтажные корпуса барачного типа с печным отоплением в районе «зеленого» рынка. Условия как для сотрудников, так и для пациентов были минимальными.
{jcomments on}- Все обследования того времени заключались в анализе крови и мочи, а также рентгене. Не было ни УЗИ, которые сейчас широко практикуется, ни маммографии, ни биопсии, ни цитологической лаборатории. Только после 70-х годов мы получили первый аппарат – японский фиброгастроскоп, с которым сразу же организовали выезды в сельские районы. Сегодня же у нас целое эндоскопическое отделение с современной аппаратурой, — рассказывает Гульфия Хусайнова. — Если говорить о лечении, то в те годы не было даже химиотерапии как таковой. А продукты и лекарства в радиологическое отделение приходилось возить на телеге – для этого в штате диспансера был конюх — Ергали. Транспорт появился позже – это была служебная «Волга» у директора.
Несмотря на минимум условий, коллектив учреждения того времени делал все возможное и невозможное в борьбе за жизнь и здоровье горожан. В те годы Семипалатинский онкодиспансер возглавляла Эрика Рудольфовна Бельская, которая является одним из основоположников онкологической службы в регионе. Сама она начинала работу еще в 40-е годы, когда в нашем городе был открыт первый онкологический кабинет. Дослужившись до должности главного врача, Эрика Рудольфовна оставалась простым и скромным человеком, но, вместе с тем, строгим и требовательным к своим подчиненным. Будучи практикующим врачом-радиологом, она самостоятельно вела прием больных, душой болея за каждого пациента.
Молодой сотрудник Гульфия Хусайнова начинала работать с должности медрегистратора: вела запись пациентов и другую документацию, разносила карточки по кабинетам. Уже позже, когда стало не хватать медицинских сестер, ей доверили вместе с врачом вести прием в хирургическом кабинете. После долгое время Гульфия Галиулловна работала вместе с врачом-гинекологом, а последние 10 лет она трудится в кабинете маммолога.
— Когда я заступила на прием в кабинет маммолога, на учете состояло около 900 женщин, сейчас же их более 1 300. Однако это говорит не о возросшем уровне заболеваемости, а о росте выявляемости. Сегодня в республике действует государственная скрининговая программа по шести основным локализациям рака, в том числе – молочной железы. Выявляемость на ранней стадии приносит большие плоды: как в молодом, так и в более позднем возрасте, — рассказывает медсестра с 40-летним стажем. – Когда я только начинала работать, не было даже осмотра врача-маммолога: прием вели лишь хирург и гинеколог. Узкие специалисты – маммологи, эндокринологи, урологи, и новые виды исследований стали появляться ближе к 80-м годам. Со временем расширились и виды лечения. Среди них — гормонотерапия, о которой мы раньше не имели и понятия. Химиопрепараты были единичными и давались пациентам только в виде таблеток.
Несмотря на то, что работа в онкологии требует максимальной отдачи навыков и сил, Гульфия Галиулловна признается, что у нее никогда не было желания уйти и о своем выборе она нисколько не жалеет.
— Мне попались хорошие учителя, настоящие корифеи медицины, которые научили меня всему необходимому, в первую очередь – человеколюбию, умению общаться с пациентами и их родственниками, хранить врачебную тайну и то сокровенное, чем делится с тобой каждый человек, — рассказывает героиня этого материала. – В онкологии очень сложно работать. Эта та отрасль медицины, куда должен приходить человек с большим сердцем и широкой душой, чтобы отдавать их часть своим пациентам, которые с надеждой смотрят в его глаза и ждут помощи. Некоторые из них говорят, что им помог не только курс лечения, а прежде всего – доброе слово.
Простое человеческое отношение, вера в Бога и собственные силы вкупе с современными методами лечения и профессиональными медицинскими специалистами делают невозможное. Так, одним из показателей в онкологической службе является так называемая пятилетняя выживаемость. Однако среди пациентов онкодиспансера немало и тех, кто, пройдя своевременное лечение, живет уже и 10, и 20 лет, забыв о вынесенном однажды страшном диагнозе.
— Не надо бояться своевременно проходить обследование, и в случае необходимости — обращаться за помощью. Страх перед онкологической службой не обоснован и лишь играет на руку заболеванию. Нужно найти в себе силы, прийти, получить квалифицированную помощь и жить нормальной жизнью. Поэтому пациентам я желаю оптимизма и необходимого психологического настроя, а своим коллегам – успехов в их нелегком труде, — говорит Гульфия Хусайнова.
Эльдар НУРУЛЛИН




