В своем Послании «Казахстанский путь-2050»: Единая цель, единые интересы, единое будущее» глава государства Нурсултан Назарбаев поставил перед казахстанцами большие задачи не только для развития страны, но и для раскрытия потенциала каждого гражданина.
«Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане», — говорится в Послании, а для этого необходимо иметь качественные образовательные системы. Как отмечено здесь же: «Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. К 2020 году планируется обеспечить 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры».
Одну из таких уникальных методик разрабатывают в детском саду «Жулдыз-Ардак». Ее идейный вдохновитель доктор биологических наук, физиолог, профессор кафедры физической культуры и биологии КазГЮИУ Райхан Арынова считает, что воспитание девочек и мальчиков должно отличаться своими подходами.
{jcomments on}- Детский сад, школа и вуз — мы все стремимся, чтобы дети получили достойное воспитание, хорошее образование. А начинать надо с детского возраста. В детском саду «Жулдыз-Ардак» есть инновационная образовательная программа «Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек». Ее задумали еще 10 лет назад и называлась она «Ару-Батыр». Программа рассчитана на пять лет. Первый ее год был посвящен теории, приобретен необходимый инвентарь. В этом детском саду условия уникальные, дети с интересом занимаются. Есть уголок для девочек, уголок для мальчиков, даже в музыкальном воспитании, в танцах и спорте, есть разница. Дифференцированный подход позволяет воспитать в детях, прежде всего, уважение по отношению друг к другу. Сейчас мы говорим, что девочка должна быть нежной, мальчик — мужественным. Сама программа только внедряется, готовится документация, но уже есть определенные успехи. Наши методы работы таковы, что девочек учат рисовать домашние вещи: куклы, игрушки, дом; ребята же у нас рисуют автомобили, станки, самолеты и др. Когда бывают концертные программы, девочек одевают как «ару» – красавиц, а мальчиков как «батыров» — в доспехи. Весь смысл в том, чтобы в девочках воспитать нежность, присущую женской половине, «цветочность», а в мальчиках рыцарство, — рассказывает Райхан Ахметовна.
Воспитание подрастающего поколения прерогатива не только учителей, но и родных, и близких. Ведь для того, чтобы вырос законопослушный, воспитанный и высокоморальный гражданин необходимо создавать соответствующую среду.
— Как преподаватель я постоянно работаю и с молодежью и могу сказать, что с откровенным бескультурьем я не встречалась. Хотя старшее поколение негативно относится к современным юношам и девушкам. А берут дети пример со старших. К примеру, в автобусе, если с улыбкой попросить уступить место или подать знак, то реакция последует немедленно. Не было ни разу, чтобы мне не уступили месте. Добром надо брать. Влияние родителей, семьи тоже играет немаловажную роль. В музеях, театрах молодежи много, в учебных заведениях, и все, с кем я сталкивалась, ведут себя достойно, — говорит профессор. — Был, конечно, период, когда мы упустили момент воспитания молодежи, сейчас его упорно наверстываем. И главное — мир держится на женской половине. Как мы поведем себя, так и будут себя вести мужчины, семья, общество. Сегодня так много соблазнов – вечеринки, клубы, как можно удержать подростков, молодых людей? Приходится объяснять, что если девочка будет себя неправильно вести, то сотрется грань между поколениями. Внучка должна знать свое место, бабушка — вести себя как мудрая женщина, а мужчина вести себя как защитник.
Такие же цели преследует традиционное воспитание, основанное на национальных традициях. Конечно, в эпоху глобализации стираются грани между языками, культурами и человеческим поведением. Есть в этом плюсы и минусы. Важно не потерять свою самобытность, но и не отставать от современных веяний.
— Я уважаю старшее поколение, которое свято для нашего народа, мы соблюдаем многие казахские традиции, заложенные веками, однако и тут нужен рациональный подход. Мы из юрты переехали жить в многоэтажные дома и возвращаться в нее уже не будем. Сохранение традиций не значит жить прошлой эпохой. Развиваются отношения и традиции приобретают другой характер. Говорят, девочка не должна откровенно одеваться, громко смеяться – это правила поведения, которые нужны и сегодня. А то, что женщина должна быть с ног до головы укутана, не выходить из дома без сопровождения, опустить глаза долу – это уже не актуально. Тогда она не сможет построить свою семью, встретить хорошего человека. Так же, как и современные «штучки» не всегда нам нужны, например, пирсинг, — отмечает Райхан Арынова. — Воспитывая ребенка в комплексе, включая государственные программы, семьи, департаменты и управления образования можно добиться становления действительно культурной, высокоразвитой страны. И все-таки, хочется посоветовать родителям отдавать детей в детские сады, чтобы они могли учиться в коллективе. В каждой семье свои устои, обычаи и характеры, пусть ребенок учится этому и в детском саду, школе, в вузе.
В своем Послании «Казахстанский путь – 2050»: Единая цель, единые интересы, единое будущее» глава государства Нурсултан Назарбаев представил нам национальную идею «Мәңгілік Ел», которая содержит семь ценностей, одна из которых — светское общество и высокая духовность. Именно на них основан новый казахстанский патриотизм. Это значит, воспитание будущего поколения, самодисциплина и реализация своих возможностей, вклад каждого подрастающего казахстанца в общее дело – развитие Республики Казахстан.
Шынар РЫСАКОВА