Известно, что современные рыночные условия ставят задачу повышения конкурентоспособности специалистов-выпускников. Следствием повышения их конкурентоспособности на рынке труда будет повышение конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг.
Конкурентоспособный выпускник — это не только дипломированный специалист, но и личность, обладающая определенными качествами. Подготовка современного специалиста должна ориентироваться на формирование его компетентности в профессиональной, социальной и личностной сферах. Только интеграция профессиональной, социальной и личностной компетенций может обеспечить специалисту-выпускнику ГУ им. Шакарима г. Семей конкурентоспособность на рынке труда.
Под конкурентоспособностью специалиста-выпускника мы понимаем всесторонне подготовленного, высококвалифицированного работника, способного предложить себя как товар на рынке труда, вступить в определенные отношения с работодателем или самому выступить в роли предпринимателя.
Крестьянское хозяйство «Камышенское» почти тридцать лет имеет тесную связь с названным университетом, и регулярно его студенты проходят производственную практику, а выпускники ежегодно трудоустраиваются в нашем хозяйстве. Следует подчеркнуть, что выпускники университета обладают такими качествами как целеустремленность, честность ценностных ориентаций; трудолюбие, творческое отношение к делу; независимость, способность к разумному риску; способность быть лидером; способность к непрерывному саморазвитию; стремление к высокому качеству результатов; стрессоустойчивость и коммуникабельность.
{jcomments on}В то же время, приступая к трудовой деятельности, выпускник оказывается к ней неподготовленным – он что-то знает, что-то умеет делать, однако он не всегда готов нести ответственность за свою работу. Он не имеет навыков общения в коллективе. Поэтому ему приходится действовать не так, как следовало бы, а так, как получится, как сложатся внешние обстоятельства и условия его работы. А для Государственного университета им. Шакарима г. Семей видимо, сказывается отсутствие учебно-опытного хозяйства, где студенты во время практик выполняли бы должностные обязанности специалистов среднего и высшего звена.
Кроме качественных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованием высшего образования по специальности, на наш взгляд, выпускнику необходимы и другие качества, такие как компетентность и профессиональная мобильность; владение навыками самообразования и повышения квалификации; инициативность и самодисциплина; предприимчивость и деловитость; способность к самоанализу и принятию ответственных решений; достоинство и личная ответственность; способность к защите своих прав и свобод.
Таким образом, профессионализм и личные качества работника должны способствовать выпуску конкурентоспособной продукции, процветанию предприятия, материальному и психологическому комфорту самого работника.
Знание требований, предъявляемых рынком труда к выпускникам, позволят университету разработать и обосновать конкретные модели конкурентоспособного специалиста по различным специальностям. Для чего мы совместно должны определить инновационные научно-исследовательские работы, уточнить инновационные лабораторно-практические занятия студентов, магистрантов и провести производственные апробации новых технологий.
В.И. АКУЛОВ, глава КХ «Камышенское» Шемонаихинского района