Дифференцированный тариф во всех маршрутах общественного транспорта в Семее будет вводиться с 20 января. Об этом в ходе пресс-конференции журналистам рассказал руководитель городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Сериккали Жуманов.
С сентября прошлого года в организации общественных перевозок Семея принимают участие три перевозчика. 15 маршрутов обслуживает ТОО «Таксомоторный парк», три маршрута — ТОО «Автобусный парк Семей» и 24 маршрута числятся за ТОО «SEMEY BUS». С 20 января этого года все они переходят на дифференцированный тариф. Для этого в настоящий момент стационарными валидаторами оснащены все автобусы ТОО «Автобусный парк Семей» и ТОО «SEMEY BUS» и около 62 единиц автобусов таксомоторного парка. К запуску дифференцированного тарифа планируется дооснастить все маршруты.
— Было много обсуждений того, насколько городу необходим дифференцированный тариф, и был сделан вывод: для того, чтобы упорядочить систему электронного билетирования, такие меры просто необходимы. Так, было принято постановление акима города о внедрении дифференцированного тарифа. Документ прошел все инстанции, опубликован в средствах массовой информации и уже с 20 января вступает в силу, — сказал Сериккали Жуманов.
Согласно внедряемому дифференцированному тарифу стоимость проезда при использовании электронных платежных систем, в том числе транспортных и платежных карт или мобильного приложения, взрослым составит 80 тенге, детям в возрасте от семи до 15 лет и гражданам старше 70 лет – 40 тенге. При оплате наличными проезд в общественном транспорте будет стоить 140 тенге, детям в возрасте от семи до 15 лет и гражданам старше 70 лет — 70 тенге.
— Согласно пункту 2 данного постановления, если у перевозчика не исправна система электронного билетирования, а у пассажира в наличии транспортная карта или мобильное приложение, он имеет право не оплачивать проезд. Таким образом, перевозчик в первую очередь будет заинтересован в том, чтобы система работала постоянно, без сбоев, — сказал руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Возможность проехать бесплатно при нерабочих валидаторах – звучит заманчиво, но вот злоупотреблять этим у пассажиров не получится. Если вся система работает исправно, а вам захотелось побыть «зайцем», последствия могут оказаться весьма неприятными. Такой поступок будет квалифицироваться как административное правонарушение, и за это полагается штраф в размере двух МРП. Это более 5300 тенге. И следить за своевременной оплатой как минимум на начальном этапе вместе с кондукторами будут специальные мобильные группы, в состав которых, помимо работников отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог, Центра управления пассажирскими перевозками и контрольно-ревизионных служб автобусных парков, войдут сотрудники правоохранительных органов. Да, на линии будут работать и сотрудники полиции, как было отмечено в ходе встречи, к уклоняющимся от уплаты пассажирам будут предприниматься жесткие меры.
Такие серьезные меры не случайны – так городские власти и перевозчики намерены ввести повсеместный электронный способ оплаты и повысить уровень культуры пользования пассажирами общественным транспортом. Как только эту цель удастся достигнуть и пассажиры будут исправно оплачивать проезд, используя электронные системы оплаты, перевозчики намерены полностью отказаться от услуг кондукторов. Но как было отмечено в ходе пресс-конференции, это лишь планы, и внедрятся они будут поэтапно и вообще не скоро. Тем не менее, в качестве эксперимента такое уже вводили на маршруте №5. Он наглядно показал, что к такому не готовы и пассажиры, и перевозчики.
Если в дальнейшем перевозчики решатся полностью отказаться от услуг кондукторов, то сотни человек могут оказаться без работы. Как в этом случае поступят перевозчики и не вызовут ли такие меры социальное напряжение и рост безработицы? На этот вопрос ответил директор ТОО «SEMEY BUS» Аскар Зияданов.
— Мы такие меры вводим не сегодня и не завтра, и к тому же, как было отмечено, часть работы кондукторов будут выполнять контрольно-ревизионные службы. Соответственно, кондукторы не останутся без дела, они будут переведены в эти группы, на другие вакантные места. Мы будем стремиться к тому, чтобы люди не потеряли рабочие места, — говорит Аскар Зияданов.
Следует отметить, внедрение дифференцированного тарифа неизбежно: соответствующее постановление вышло и уже совсем скоро вступает в законную силу, это значит, что у семейчан остается не так много времени, чтобы определиться со способом оплаты. Использовать транспортную карту или же мобильное приложение и платежные карты — каждый выбирает сам. Приобрести транспортные карты можно в нескольких торговых точках города, а скачать мобильное приложение — в сервисах Play Маркет и App Store.
Жандос КАСЕНОВ
{jcomments off}