В воскресенье аким Семея Ермак Салимов проинспектировал работу городского общественного транспорта: в числе главных приоритетов градоначальник уделил особое внимание графику маршрутов, санитарному состоянию подвижного состава, а также наличию всех информационных материалов для пассажиров. Также Ермак Салимов озвучил необходимые пути реформирования и модернизации сети пассажирских перевозок.
Ситуация вокруг общественного транспорта Семея всегда была непростой. Долгое время жители города сетовали на систематическое нарушение перевозчиками графика движения автобусов, ранний сход с линий, малое количество подвижного состава и многое другое. Немало нареканий вызывали техническое состояние автобусов, санитарное состояние салонов, работа кондукторов и водителей. Все эти вопросы стали приоритетными в ходе очередной рабочей поездки акима Семея Ермака Салимова. В частности, глава города ознакомился с работой автобусов на маршрутах 41, 33, 35.
{jcomments on}
В начале поездки Ермак Салимов озвучил несколько важных вопросов, один из которых — ввод нового графика, предусматривающего продление работы пассажироперевозчиков на отдельных линиях. К этому графику — немало вопросов, равно как и к деятельности перевозчиков в целом. Например, отдельные маршруты, работающие до 21.00, продлеваются почти на час, но это на бумаге. Люди, часто пользующиеся услугами общественного транспорта, наверняка знают, что дождаться автобуса бывает проблематично не только в 21.00, но уже после семи вечера. Это особо касается окраин города. Новый график представлен, будет ли он реализован в полном объеме – покажет время, причем в прямом смысле.
Темой обсуждения также стали отдельные проблемные маршруты: №5, 37 и 45. В недавнем прошлом отдел транспорта в судебном порядке расторг договор с перевозчиками по данным маршрутам. Для заполнения этой ниши в Семее ожидается появление нового перевозчика. В настоящее время закуплено девять новых автобусов, которые уже к концу этого месяца должны войти в систему пассажирских перевозок.
— Вы наверняка помните – через суд мы лишили наших перевозчиков трех маршрутов, на их место пришли другие люди, они работают сегодня. По такой схеме мы работаем. Еще два материала по 24 и 22 маршрутам находятся в суде. Но все же считаем неправильным, когда мы отстаиваем свою правоту в суде. Необходимо применять механизм, который предполагает неисполнительному перевозчику сначала предупреждение, а потом и лишение свидетельств на право осуществления перевозок по данным маршрутам, минуя судебные органы. Причем мы намерены лишать неисполнительных перевозчиков не только проблемных маршрутов, но и так называемых рентабельных направлений. Этим мы хотим привести в чувство старых перевозчиков. Но вопрос в другом: кто же заменит этих перевозчиков, — сказал Ермак Салимов. — В настоящее время прорабатывается вопрос создания муниципального парка, но это большая нагрузка на бюджет. Необходимо выкупить базу, это порядка 250 миллионов тенге, есть и другие затратные моменты. Кроме того, свою позицию необходимо доказать и антимонопольному комитету. Тем не менее, мы привлекаем новых перевозчиков, которые уже готовятся занять пустующие маршруты.
Современные технологии позволяют с высокой эффективностью отслеживать качество работы перевозчиков, в том числе отслеживать график работы автобусов, их перемещение и количество на линии, и даже скорость передвижения. Тем не менее, городские власти не имеют договорных отношений с перевозчиками, позволяющих применять штрафные санкции за те или иные нарушения. Проще говоря, контролирующие органы при выявлении нарушений направляют их напрямую перевозчику, тот в свою очередь их устраняет (порой условно) и продолжает работу без каких-либо последствий. Несмотря на то, что общественный транспорт является социально-значимым направлением, обращения контролирующих органов (ЦУПП, отдела транспорта и автомобильных дорог) имеют больше рекомендательный характер.
— Все перевозчики заключили дополнительные соглашения о проведении мониторинга, тем не менее, согласно договорам, по выявленным нарушениям мы не имеем права предъявлять штрафные санкции. Единственно, согласно закону о пассажирских перевозках, можем расторгнуть договор с перевозчиками, если регулярность выхода автобусов на линии ниже 70%, часто совершаются ДТП с человеческими жертвами, — сказал аким.
В прошлом одним из главных аргументов перевозчиков при систематическом нарушении графика работы, самовольной смене маршрута было плохое состояние дорог. В нынешнем году в Семее объем среднего ремонта вырос в разы, охватив не только центральные улицы, но и многие дороги, по которым осуществляются пассажирские перевозки. Подобные изменения позволяют усилить требования к качеству работы перевозчиков.
— В 2018 году истекает срок всех договорных отношений с перевозчиками, тогда же и состоится новый конкурс, где мы намерены прописать все те требования и меры, которые сможем предпринять при нарушении правил перевозок. Тем не менее, до этого времени еще далеко, а для населения уже сегодня необходимы качественные услуги. Поэтому будем искать решение, приемлемое для всех: мы ремонтируем дороги, автобусные остановки, занимаемся оборудованием конечных остановок уличными туалетами. После того, как все эти работы будут выполнены, поводов для упреков в адрес исполнительной власти не будет. Кроме того, мы сегодня рассматриваем вопрос о повышении тарифа. Теперь и перевозчики должны показать образцовую работу, — сказал Е. Салимов.
Тема повышения тарифа — давняя, наболевшая и весьма спорная. В прошлом перевозчики неоднократно подавали заявки, аргументируя все это ростом цен на ГСМ, запасные части и ремонт техники, амортизацию, обновление парка, а также необходимостью повышения заработной платы сотрудникам. Такие причины в прошлом были при повышении тарифа с 50 до 60 тенге, однако с его изменением ситуация не изменилась. Сегодня перевозчики говорят о тех же проблемах, но горожане скептически относятся к подобным высказываниям. Именно поэтому вопрос с тарифом сегодня остается одним из обсуждаемых и спорных, особенно на фоне повсеместного роста цен на продукты питания, коммунальные услуги. Ориентировочно, введение нового тарифа запланировано с первого августа этого года, согласно которому проезд станет стоить 80 тенге.
— Когда перевозчики говорят о тарифе, точнее, о необходимости его повышения, то отмечают, что при нынешних ценах они несут убытки чуть ли не в полтора миллиарда. Тем не менее, я не знаю не одного предпринимателя, который бы работал с такими убытками для себя, это невозможно. Но перевозчики ведь работают, борются за эти маршруты. Почему так происходит, если они так убыточны, как они говорят. Мы неоднократно требовали от наших перевозчиков предоставить расчеты доходов и расходов, мы долго этого добивались, и наконец, с большим трудом все перевозчики выполнили эти условия. Изначально перевозчик предлагал весьма завышенный тариф, порядка 130 тенге, но все должны понимать, что для населения это неподъемные деньги. Поэтому мы пришли к общему решению — это 80 тенге.
Вообще, все нормы пассажирских перевозок четко прописаны не только в договорах, но и в законодательстве, изобретать что-либо в этом направлении не нужно. Тем не менее, наболевших проблем в Семее хватает, с нынешнего года местные власти, а также руководство области уделяют данным проблемам огромное внимание. Многие из них в ходе рабочей поездки затронул глава города Ермак Салимов. Стоит отметить, что без встречных действий перевозчиков скорого решения ждать не стоит.
— Сегодня я встретился с жителями города в автобусах, многие, конечно, против, и это можно понять. Но все же мы пытались донести людям, что это вынужденная мера. Но ведь для нас не сама цель — просто поднять тариф, а устранение проблем. Этому посвящен нынешний рейд. В одночасье мы эту работу не сделаем, но все же она движется, идет, — сказал Е. Салимов.
Экспертами проводится анализ эффективности проложенных маршрутов, его результаты еще не подведены, однако есть первые данные. К примеру, по отдельным центральным улицам, таким как улица Кабанбая батыра, проходит сразу 22 маршрута, это порядка 1,5 тысячи единиц техники в день. Такой неравномерный график не только перегружает ее, но и оставляет в стороне другие не менее важные направления и районы города. Подобного рода несовершенства более чем достаточно в действующих маршрутах. ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций» призван выявить недочеты и разработать более оптимальные маршруты движения общественного транспорта. Кроме того, для обновления автобусного парка за счет кредитов зарубежного банка планируется закупить новую современную технику. Об этом уже ранее неоднократно сообщалось в СМИ, однако по-прежнему остается неизвестным, будут ли они переданы действующим перевозчикам, или будут созданы новые автобусные парки. Тем не менее, все эти меры позволяют ждать улучшения качества предоставляемых перевозчиками услуг.
Жандос КАСЕНОВ