На минувшей неделе работники Семейского отделенческого управления по защите прав потребителей на транспорте провели встречу с пассажирами железнодорожного транспорта, в ходе которой каждый желающий мог ознакомиться с правами и обязанностями потребителей, задать интересующие вопросы и внести свои предложения по улучшению качества работы управления.
Как было отмечено в ходе встречи, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О защите прав потребителей» и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан потребитель, т.е. пассажир, имеет право на бесплатный доступ к помещениям общего пользования (фойе, залам ожидания, кассовым залам, подземным переходам, пассажирским платформам (перронам), а также на получение достоверной информации о времени отправления, прибытия пассажирского транспорта и получение информации о стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, о наличии свободных мест в поездах, о месте нахождения книги жалоб и предложений, о режиме работы билетных и багажных касс, о перечне услуг, оказываемых населению. Пассажир также вправе получать необходимую медицинскую помощь и услуги комнаты отдыха матери и ребенка. Кроме того, в пассажирском поезде потребитель имеет право на получение комплектов постельных принадлежностей при включении в стоимость билета, на возврат проездных документов (билетов) и получение возвратных платежей за неиспользованные проездные документы и на бесплатный провоз ручной клади весом не более 35 килограмм на один полный и детский проездной документ. Также пассажир имеет право на предъявление претензий в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с приложением документов, свидетельствующих о наличии у заявителя права на предъявление претензии. Еще несколько пунктов о правах потребителей зачастую указываются мелким шрифтом или не указываются вообще, между тем, как оказалось, пассажир имеет право в случае задержки отправления или опоздания пассажирского поезда предъявить требования о возврате платы за проезд. Еще одно приятное дополнение — пассажирам поездов международного сообщения бесплатно должны предоставляться настольные игры (домино, шахматы, шашки). Потребители также вправе требовать от перевозчиков полного санитарного соответствия (влажная уборка помещений вагона, туалетов и уборка пылесосом ковровых дорожек, мягкой мебели вагона).
Между тем, не стоит забывать и о взаимной ответственности. Работники управления по защите прав потребителей на транспорте отмечают, что пассажиры, отстаивая свои права, не должны забывать и о своих собственных обязательствах, и, главное, о культуре поведения, соблюдать ряд простых правил, проявляя уважение к окружающим людям и имуществу.
Еще одной темой встречи стало разъяснение пассажирам новых функциональных обязанностей и полномочий, которые легли на плечи сотрудников управления по защите прав потребителей на транспорте с переименованием не только управления, но и Департамента и Агентства в целом. Указом Президента Республики Казахстан от 13 ноября 2013 года № 691 создан самостоятельный государственный орган по вопросам защиты прав потребителей — Агентство Республики Казахстан по защите прав потребителей. От Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции переданы функции и полномочия в области защиты прав потребителей; от Министерства здравоохранения Республики Казахстан – в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; от Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан — осуществление контроля и надзора за соблюдением требований, установленных техническими регламентами и нормативными документами по продукции и услугам, реализуемым потребителям, а также в области безопасности пищевой продукции на стадии ее реализации.
{jcomments on}Агентство Республики Казахстан по защите прав потребителей наделено также функциями по осуществлению межотраслевой координации государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В апреле 2014 года Правительством РК утверждена Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, одним из основных принципов которой является баланс интересов потребителей, бизнеса и государства. Система государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает обеспечение максимально эффективной защиты прав потребителя при минимальной нагрузке на бизнес.
В настоящее время Агентством и территориальными подразделениями в сотрудничестве с профильными общественными объединениями разрабатывается проект нового Закона «О защите прав потребителей». Как пояснила руководитель отдела санитарно-эпидемиологического надзора Семейского отделенческого управления по защите прав потребителей на транспорте Эльвира Турысбекова, в условиях действия моратория на проверку деятельности субъектов предпринимательства, а также в связи с отменой с 2015 года плановых проверок стало сложнее защитить потребительский рынок от фальсифицированной продукций (продукция, заведомо и умышленно измененная и имеющая скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо недостоверной или неполной). Для решения указанной проблемы, а также с учетом требований Указа Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» и принципов государственного контроля и надзора, законопроектом предусматривается осуществление контроля за соблюдением требований, установленных техническими регламентами без вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства. Принцип данного подхода заключается в проведении мониторинга соответствия продукции требованиям технических регламентов и нормативных документов без проведения плановых проверок.
Государственный контроль по защите прав потребителей будет осуществляться только в форме внеплановой проверки и иных формах. При этом иная форма контроля будет осуществляться в виде особого порядка рассмотрения обращения (жалобы) о нарушении прав потребителя, где первоначально уполномоченным органом обращение перенаправляется продавцу (исполнителю, изготовителю), чьи действия или бездействие обжалуются для рассмотрения, устранения нарушения и восстановления нарушенных прав потребителя.
Как подчеркивают работники Семейского управления по защите прав потребителей на транспорте, правильное, а самое главное — своевременное информирование граждан о правах и обязанностях пассажиров, имеет огромное значение. В первую очередь оно способствует повышению грамотности пассажиров и повышает гражданскую активность. Так, специалистами Департамента и его территориальными подразделениями постоянно проводятся мероприятия (круглые столы, выступления акции, совещания, семинары, встречи) на актуальные темы с предпринимателями, представителями общественных объединений, работниками предприятий и организаций по вопросам защиты прав потребителей и профилактики инфекционных заболеваний, разъяснению нормативных правовых актов.
Кроме того, всю необходимую информацию по защите прав потребителей, или любую иную информацию можно получить на веб-портале электронного правительства. Для оперативного принятия мер, направленных на защиту прав потребителей, в Департаменте по защите прав потребителей на транспорте есть телефоны «горячей линии»: 8 (7232) 94-24-28, 94-26-08, 94-32-28.
Жандос КАСЕНОВ
Фото Дархана АХМЕТОВА