Сколько длится вечность, знают супруги Шаховы. В этом году они могут отпраздновать железную свадьбу, вместе супруги уже 65 лет, а знакомы и того больше. Но слово «вечность» означает не только годы, прожитые вместе, но и трудное время Великой Отечественной войны, встречи и расставания.
Раиса Борисовна Шахова — интересный рассказчик. В прошлом учитель русского языка и литературы, она, нанизывая как на ниточку жемчужины воспоминаний, смогла рассказать историю своей семьи. С Савиком Григорьевичем Шаховым они знакомы с детства – жили неподалеку, оба родились в Старобардинском районе Алтайского края. Да и родители дружили.
— Савик Григорьевич родился в поселке Алешкино в 1925 году. Его родители имели свое хозяйство, а потом прошла коллективизация, затронувшая и его семью. Они жили при колхозе, хлебный был период. А мой отец работал на прииске, был шахтером, поэтому голод ощущался, особенно в годы войны, — вспоминает Раиса Борисовна. – Когда началась финская война, всем рабочим срезали пайки, а прииск-то высоко в горах находился, там ничего не растет, только пихты да орехи. Жили впроголодь. Потом началась война. Всех рабочих сократили, молодежь забрали в армию, оставшихся распределили по другим приискам. В октябре отца забрали на фронт, а мать пошла вместо него работать на разведке по приискам. Паек наш составлял 18 кг ржаной муки на троих, из нее ничего не испечешь. Мы собирали разные травы, добавляли пару ложек муки и пекли лепешечки. Школу я пропустила и только в 1944 году снова пошла в шестой класс. Школа находилась в пяти километрах. Мы каждое утро с первыми петухами бежали на учебу.
Подружились Савик и Раиса, когда ей было уже около 14 лет. В 1943 году будущему ветерану даже 18 не исполнилось, как забрали в армию. Два месяца обучения в Томске, а потом Савик Григорьевич попал в танковую часть под командованием маршала Малиновского. Проделав сложный фронтовой путь, несколько раз получив контузию и осколочные ранения, победу он встретил в Праге. Но на этом его армейский путь не завершился. Их часть перекинули на Дальний Восток, где началась советско-японская война, шел вооруженный конфликт между СССР и Монголией с одной стороны и с Японией — с другой. На Забайкальском фронте под командованием Р. Малиновского СавикГригорьевич прошел от Читинской области до Байкала, а потом его перевели в Монголию.
{jcomments on}- Он часто вспоминает, как передвигались они на танках по степи. Монголы — народ одинокий, пугливый, жили люди в юртах. Его взяли в охрану военного госпиталя. Вернулся на родину он только в 1950 году в апреле, а в июле мы уже поженились. Потом сын родился, — рассказывает Раиса Борисовна.
После возвращения из армии Савик Шахов решил продолжить свое обучение. Пока супруга с сыном жили у родителей, он поступил на подготовительные курсы при институте, а после вместе с супругой они вместе поступили в один институт, только Раиса Борисовна выбрала профессию учителя русского языка и литературы, а Савик Григорьевич пошел на физмат. Лучшие преподаватели Москвы, эвакуированные во время войны, среди которых многие были доцентами и профессорами, дали прекрасное образование семейным студентам, которые к окончанию университета были родителями уже двух сыновей.
— Раз мы были семейные, нам дали свободные дипломы, и мы вернулись на родину, в Старую Барду. Устроились учителями в районную школу. Получили комнатушку-развалюшку. Неправильное отношение было у руководства школы к молодым специалистам, поэтому мы решили уехать. Супруг хотел в Узбекистан. Тогда я сказала, как же мы будем жить в такой жаре после сибирских морозов, и дальше Семипалатинска уезжать отказалась, — говорит Раиса Шахова. – В итоге нам дали направление на Октябрьский прииск в Чарском районе. Для тех, кто всегда жил в избе, было трудно привыкнуть к землянкам, которые были вырыты под землей. Супруг две недели проработал и уволился, уехал в Чарск, где стал учителем физики в железнодорожной школе. Летом и я с детьми приехала, меня приняли в эту же школу преподавателем русского языка и литературы.
Удивительно, что именно тогда у Раисы Шаховой появился необычный ученик, которому было суждено стать звездой. Тогда Бари Алибасов учился в седьмом классе.
— Тогда он, семиклассником еще, организовывал концерты, устраивал вечера. Помню даже, вместе с одноклассниками они поставили пушкинскую пьесу «Цыгане». Мы удивлялись, как они цыганские песни и танцы так хорошо изучили. А потом он закончил десять классов, уехал в город, поступил в институт и организовал музыкальную студенческую группу. Так и прославился, — вспоминает учительница.
Ну а пока шла работа в школе, семья Шаховых разрасталась. На свет появился третий сын. Семья решила переехать в город. Савику Григорьевичу как раз предлагали работу инженера на только открывшемся цементном заводе в Семипалатинске. Через полтора года, в 1964 году, он получил двухкомнатную квартиру, куда впервые Раиса Борисовна приехала с детьми на зимних каникулах.
— Дети были еще школьниками, но впервые видели ванную. Они так обрадовались горячей воде, что из ванной не выходили, купались. Мы всегда жили в одной комнате, поэтому двухкомнатная квартира была для них как дворец. Долгое время директор школы в Чарске меня не хотел отпускать, но моя семья была здесь, поэтому я уволилась и с января уже работала в средней школе № 39, которая находилась через дорогу. А в 1969 году построили тридцать вторую школу и коллектив наш разделили. До пенсии я проработала в этой школе, — завершает рассказ Раиса Борисовна.
Ветеран Великой Отечественной Савик Шахов также активно продолжал свою работу на цемзаводе, пока его не пригласили преподавать в технологический институт, а позже стал главным энергетиком КСЖБ. Супружеская пара рассказывает, что до сих пор коллектив цементного завода с особой заботой относится к ветерану, а городской акимат никогда не забывает о них.
— В этом году мы тоже получили подарки, поздравления от Президента Нурсултана Назарбаева, которые передал наш депутат. Накануне Дня Победы нас приглашают на торжества. Раньше Савик Григорьевич ходил на классные часы в школы, встречался с учащимися, рассказывал о годах войны, — делится супруга ветерана.
Сейчас Шаховы — счастливые старейшины семейства, родители троих сыновей и дочери, любимы внуками и не единожды — прабабушка и дедушка. Сыновья супругов живут в Санкт-Петербурге, а дочь — в Алматы. Сама пара, которая рука об руку прошла десятилетия совместной жизни, живет вместе с внучкой Алиной, которая росла на руках бабушки и дедушки.
— Когда мама по работе переехала в другой город, я осталась с бабушкой и дедушкой, потом пошла в школу и уже не хотела уезжать. Если раньше я нуждалась в их заботе, теперь они нуждаются во мне, — делится Алина. – Я испытываю огромную гордость за старших, которые душа в душу прожили вместе более шестидесяти лет. Мы с мужем тоже берем с них пример и так же, как они, строим свою семейную жизнь.
Рассказывая историю своей семьи, Раиса Борисовна была далека от романтики, вспоминая голодные годы детства, военное лихолетье, а потом и нелегкий трудовой путь, однако в ее голосе звучали нежность и забота в отношении Савика Григорьевича, который на момент интервью приболел, поэтому не часто включался в беседу. Они вместе прошли сквозь годы, и мы верим, что их история любви, история жизни будет иметь продолжение в их потомках.
Шынар РЫСАКОВА