Простая жизнь, простые люди. Но бесценен их жизненный опыт и неповторима судьба, с крутыми поворотами которой они сумели справиться с честью. Павел Дмитриевич Кириенко — ветеран Великой Отечественной войны — один из таких людей.
Прошел нелегкими дорогами судьбы простой деревенский парнишка. Родился в холодном месяце январе двадцать третьего года в многодетной крестьянской семье. Помнит он коллективизацию, голодомор.
— Я родился в селе Петропавловка Бородулихинского района. Родители были крестьянами, у них была своя земля до того как нас раскулачили. Осенью 1930 года у нас все забрали, семью из дома выгнали. В школу по этой причине я пошел только в 11 лет. Проучиться успел я только полтора года, за год два класса окончил, а потом походил одну четверть — нечего было надевать, нечего есть, поэтому пришлось идти работать в колхоз. Раньше я не видел, что такое деньги. Палочка, нарисованная за трудодень, а потом за нее хлеб давали, муку, а в конце года по нескольку копеек за трудодень, — говорит Павел Дмитриевич. — В 1941 году нас призвали, девять человек отправили в Семипалатинск в дивизионную школу младших командиров. Тут формировалась восьмая стрелковая дивизия. Проучились, а потом на фронт. Под Тулу шли, в Воронежскую область. Был я на Первом Украинском фронте.
Самыми трудными ветеран называет первые бои, когда еще неопытные солдаты не умели ни укрываться от пуль, ни защищаться. А ведь это не только борьба с врагом, но и с самим собой – преодолеть страх, боль, голод и лишения, а главное – чувство потери товарищей.
{jcomments on}- Трудно было все. Всю дорогу пешие, все на себе. Если суворовский марш-бросок, то идет полк 70 км с полной выкладкой. Я был минометчиком, командиром расчета. Не на прогулку, не на танцы же шли, то наступаем, то отступаем, люди гибнут. Первые бои самые трудные, потому что были неопытные. Если самолеты бомбят, нам надо бежать на самолеты, а мы — от самолета. Пока разобрали, как снаряды падают. Потом я уже мог лежать и по звуку определять — или налетит, или перелетит. Вот упал снаряд, осколки летят направо и налево, вперед или назад — не убьет, а мина кругом все бьет. Мина и в наш расчет попала. Было семь человек, трое остались. Одному ноги пробила, одного воздухом на пять метров отбросило, убило. А мне только шинель всю побило, а ни один осколок в меня не попал.
Но и Павлу Кириенко не всегда удавалось избежать ранений. Он дважды был ранен, один раз чуть не лишился руки, второй раз получил контузию, а в легких до сих пор остались осколки. Первое ранение было под Малоархангельском, где расчет только получил медали «За отвагу».
— Я был в первом расчете, а мой друг Волошин — во втором. Мы легли между минометами, рядом были еще украинец и узбек, как бой начался, так их одним осколком убило. А нас ранило в ноги и руки. А второе ранение на Курской дуге было. Мы проходили весь путь, освобождая Украину, прошли Воронеж, Солнцевское, Ливны, Запорожье, Харьков, Киев, Львов, дошли до Западной Украины, — вспоминает ветеран.
А потом был еще долгий путь к Победе – Польша, Германия, Чехия. Именно в Праге и встретил Победу ветеран.
— Победу встречал восьмого мая. Нам в три часа ночи командир части объявил, что война закончилась. На радостях все начали стрелять из орудий, какие были. Но долго задерживаться мы не стали, перебросили нас в Польшу, потом в Венгрию, в Австрию, — вспоминает Павел Дмитриевич. — Итого — четыре года на фронте, четыре года — послевоенные. Ушел в 1941, пришел в 1949 году. Вернулся в село, мать уже старенькая, одна была, отец умер. Я стал работать в МТС, шахтером был, механиком, и на тракторах, и на комбайнах работал. В 1979 году жена скончалась, ребята были в армии, один был со мной, — рассказывает ветеран о сыновьях. — Я уехал в город. Работал в сельхозснабе, в тресте, в 1983 вышел на пенсию, но и после еще 10 лет работал.
Сегодня один сын Павла Дмитриевича живет в Новосибирске, двое — в Семее. Дети навещают отца, как и шестеро внуков. Особая гордость для ветерана — шесть правнуков.
— Я привык жить один. Зимой никуда не выхожу, общаюсь по телефону в основном, а летом большее время провожу во дворе, на скамейке с местными дедушками и бабушками, делимся последними новостями, — говорит ветеран.
Павел Дмитриевич считает себя оптимистом, а как же иначе, если пережив трудные годы детства, лишения на войне и успешное возвращение, он по-прежнему может искренне улыбаться и с пониманием относиться к этому миру.
— У меня спрашивают, как прожить долго. А я откуда знаю? Сколько Бог дает, столько и будет. Сына с днем рождения поздравляю и желаю долголетия, а он говорит — вот бы твои годы! Мой отец прожил 65 лет, мать — 84, но сестра моей матери дожила до 93-х лет, может, это гены… — говорит задумчиво после.
— Я оптимист. Беседую во дворе, говорю, вы чего, ребята, со мной равняетесь? Я четыре года закалялся, когда на фронте был, в снегу спал. Выкопаем снег, палатку постелим, пока один на посту стоит, я сплю. Только усну, напарник будит – надо ему уже. Вот такая жизнь на войне была.
Современная жизнь, когда созданы все условия, ветерана устраивает. Говорит, что получает пенсию, надбавки, ежегодные поздравления ко Дню Победы. Сетует только Павел Дмитриевич на то, что современные дети не очень любят трудиться.
— Когда я работал бригадиром в селе, дети из школы приходят, ждут на скамейке во дворе, пока я выйду, просятся на работу: «Давайте на сенокос пойдем, на комбайн». Говорю им, приходите к девяти в бригаду. Если трактористу выплачивалось 100 рублей, то ребятам — по 70, так зарабатывали. А сейчас такие взрослые, просят денег у родителей, с пенсии бабушек, развлекаются, а работать не хотят. А если детей заставляют работать, то сейчас говорят — эксплуатация детского труда. А нас как гоняли! Если родители велели — надо делать, если нет – пеняй на себя, — вспоминает ветеран. — Сегодня главное, как и было всегда, быть дружными и трудолюбивыми. Желаю, чтобы не было войны, люди жили в мире и согласии. Мы вот на фронте — сколько нас в Советском Союзе национальностей было, не делили друг друга. Например, посылки присылали, у русского — махорка в платочке, носки теплые, у узбеков — фрукты, сухофрукты, у кого – что, и мы делились с друг другом.
Единство народов позволило дойти до Дня Победы. Это и есть главный завет наших ветеранов – сохранить дружбу, которая, объединяя всех казахстанцев, позволит достичь еще больших высот.
Шынар РЫСАКОВА