Глава города Ермак Салимов встретился с руководителями пассажироперевозящих организаций. Главной темой стала организация работы специальной мониторинговой группы, которой предстоит подтвердить или опровергнуть необходимость повышения стоимости проезда. Во встрече также приняли участие руководители самостоятельных отделов акимата, представители Управления государственных доходов, а также общественных организаций.
Тема повышения стоимости за проезд в общественном транспорте, пожалуй, самая обсуждаемая среди горожан. Пристально следят за этой ситуацией и местные исполнительные органы. Размещенные еще в середине лета в салонах автобусов объявления о повышении тарифов привели к созданию рабочей группы, которой после соответствующих проверок предстоит ответить на целый ряд вопросов, в том числе — подтвердить или опровергнуть необходимость повышения тарифов. В состав группы вошли 18 человек, в их числе работники отделов акимата, налоговых служб, ЦУПП, представители общественных организаций, юристы и перевозчики. Причем нужно заметить, что это первое за долгое время открытое заседание, на котором удалось собрать руководителей и представителей всех перевозящих организаций. Открывая встречу, аким города заявил о готовности поддержать инициативу перевозчиков, однако для этого организации по предоставлению услуг общественного транспорта должны четко аргументировать изменение тарифов и прозрачно отразить финансовое состояние. Казалось бы, все просто, однако на деле ситуация совсем иная.
— Если придется, мы пойдем навстречу перевозчикам, ведь они сегодня заявляют о повышении расходов, влиянии курса доллара, но эмпирически посчитав, я с этим не согласен. Это мое мнение. Нам сейчас необходимо увидеть прозрачность работы перевозчиков — не только расходы на топливо, ремонт техники и заработную плату, но и доходы. Мы должны четко видеть ситуацию и понимать, что повышение является необходимой мерой, — сказал Ермак Салимов.
Как решение этой ситуации глава города предложил создать специальную группу, которой предстоит провести полный мониторинг всех маршрутов: отслеживать поток пассажиров, соблюдение графика работы, санитарное состояние автобусов, маршруток и многое другое. К этой работе планируется привлечь студентов, государственных служащих и представителей общественных организаций. Причем от перевозчиков в этой ситуации не требуется предпринимать какие-то действия — все обязательства и организационные работы группы будут возложены на местные власти, а также высшие учебные заведения города.
{jcomments on}- Члены группы будут мониторить полный рабочий день каждого маршрута, считать расходы и доходы. Перевозчикам не придется что-то предпринимать, все организационные работы мы проведем собственными силами. Это поможет нам объективно оценить ситуацию. Если мы будем полностью видеть ситуацию, тогда поддержим перевозчиков, если потребуется, я буду проводить встречи с населением и объяснять необходимость действий, но еще раз повторюсь — для этого нужны четкие основания, — сказал аким.
Подобное предложение акима города перевозчики, мягко говоря, восприняли без энтузиазма — оценка доходов не по информации налоговых служб, а напрямую, с помощью мониторинга, является мерой излишней и ненужной — выразили мнение перевозчики. Этот вопрос стал предметом бурных споров и обсуждений. Пищу для размышления в этом вопросе дал сотрудник Управления государственных доходов Серик Нургалиев.
— Подобный мониторинг налоговыми службами уже проводился три года назад. Он показал, что средний доход за один месяц одного малогабаритного автобуса составляет около 600 тысяч тенге, тогда как средняя заработная плата индивидуальных предпринимателей — водителей и кондукторов — варьировалась от 70 тысяч до 260 тысяч тенге. Это показатели трехлетней давности, однако сейчас в налоговые службы поступает информация о снижении заработной платы, — рассказал Серик Нургалиев. — У вас по непонятным нам причинам идет тенденция на уменьшение. В консалтинговых фирмах некоторые бухгалтеры при оформлении патентов самовольно занижают показатели, а с вашей стороны контроля нет. Вы также допускаете к работе индивидуальных предпринимателей, чьи патенты были приостановлены. При совместной проверке с сотрудниками прокуратуры мы также выявили нарушения. Сейчас в налоговом отношении у нас нет особых нареканий только к двум организациям — ТОО «Автомигди» и ТОО «Семдортехника». Я хотел бы попросить вас взять на контроль проблемные вопросы, которые я обозначил.
Выступая от имени перевозчиков, свою точку зрения представил директор ТОО «Азия Комби» Владимир Филичкин. По его мнению, проведение подобного мониторинга не сможет объективно ответить на все вопросы, в том числе и четко отразить реальный доход по нескольким причинам.
— 90% перевозчиков не пользуются билетами. Помимо этого, очень много рабочих моментов и нюансов. И самое главное — вся информация, собранная волонтерами, не будет объективной, так как мониторинг не охватит все сезоны. На сегодняшний день есть утвержденная правительством система подсчетов, есть опыт расчетов Усть-Каменогорска. Ведь прежний руководитель ЖКХ, утверждая тарифы, чем-то руководствовался, — добавил он. Выступая против проведения мониторинга, В. Филичкин также сетовал на большие расходы на обновление парка. По его мнению, изменение курса доллара сильно повлияло на стоимость новой техники. Однако здесь возникает объективный вопрос — при последнем повышении тарифов одним из аргументов были расходы на модернизацию парка. Цены были повышены, а техника на дороге кардинально не обновилась. Будут ли гарантии того, что с очередным увеличением стоимости оплаты за проезд, жители смогут получать более качественные и своевременные услуги — этот вопрос на встрече остался без ответа.
Говорил В. Филичкин и о сложности предоставления четкой информации по расходной части работы перевозчиков. По его мнению, все эти моменты очень сложно отслеживать, поскольку все они осуществляются, не подтверждаясь фискальными чеками и иными документами.
— Сложно отследить эту ситуацию, поскольку все затраты подразумевают работу на рынках, работу без фискальных чеков, — добавил он. Ответ перевозчика вызвал непонимание со стороны многих участников встречи, это озадачило и главу города.
— В чем сложность подсчетов? При покупке топлива на всех заправках выдают чеки, при покупке запчастей тоже можно получить подтверждающие документы. При проведении ремонтных работ также должна быть введена система чековой оплаты. Я уже не говорю о заработной плате — тут уже не должно быть никаких вопросов, — подчеркнул Е. Салимов. Четкого ответа на вопросы главы города не прозвучало, зато перевозчики сетовали на плохое состояние дорог. По их мнению, низкое качество асфальтового покрытия приводит к частой поломке техники, та же проблема является причиной низкого санитарного состояния автобусов. Прозвучало в ходе обсуждения и весьма неожиданное высказывание перевозчиков о том, что в свете последних финансовых изменений курса доллара ранее заявленный тариф в 80 тенге уже не является актуальным.
— Теперь же, чтобы покрыть все расходы и обеспечить нормальный уровень работы, приемлемая цена должна составлять 95 тенге, — высказались перевозчики.
Итогом встречи, несмотря на все споры и разногласия, все-таки стало принятие решения о создании мониторинговой группы. Она должна выявить рентабельность перевозчиков и дать четкий аргументированный ответ на заявленный тариф. Пока же вопрос о повышении стоимости оплаты за проезд в общественном транспорте остается открытым. Ситуация должна проясниться ближе к 15 октября, именно к этому времени планируется провести очередное заседание рабочей комиссии, на котором, как мы надеемся, прозвучат ответы на все накопившиеся вопросы.
Жандос КАСЕНОВ