Прошло уже 20 лет с того момента как рухнула самая известная финансовая пирамида современности — «МММ». Тогда следствие признало потерпевшими более 10 тысяч человек, однако, по косвенным оценкам экспертов, обманутыми оказались около 10 миллионов вкладчиков. После резкого обесценивания бумаг «МММ» еще 50 человек свели счеты с жизнью…
Несмотря на этот громкий и во многом показательный пример, количество клиентов подобных организаций с каждым годом не убывает. Так, на сегодняшний день МВД Казахстана расследует дело, потерпевшими по которому лишь по предварительным данным проходят более семи тысяч граждан со всех уголков страны. Так как в большинстве случаев обманутые вкладчики не обращались в правоохранительные органы, полицейские вынуждены были прибегнуть к помощи СМИ. В результате только в нашем городе было установлено порядка 80 потерпевших, сумма нанесенного ущерба которым оценивается в 20 млн тенге. Выявить полный размах деятельности мошенников полицейским мешает тот факт, что часть финансовой документации этой структуры была уничтожена.
О том, как действуют финансовые пирамиды, рассказывает старший оперуполномоченный отдела криминальной полиции УВД г. Семей майор полиции Аскар Тыканов:
— Чтобы обосноваться в городе, злоумышленники первым делом арендуют более-менее приличный офис. На стены вешаются всевозможные сертификаты и лицензии, которые можно скачать из интернета или изготовить самим. Для пущей убедительности на такие «документы» ставятся печати, заказать которые сегодня также не проблема. Они оформляются в красивые рамки. Это делается для того, чтобы внушить доверие посетителям, проще говоря – «пустить пыль в глаза». Сами мошенники являются хорошими психологами, и им не составляет особого труда убедить тех, кто к ним пришел. В результате люди верят и расстаются с крупными суммами денег. Вкладчиков всячески заверяют, что их средства не пропадут, а по истечении определенного времени лишь увеличатся. Называются конкретные сроки и суммы, на руки выдается счет-фактура. Однако на деле все это является фикцией. Справедливости ради надо заметить, что первым клиентам вознаграждения все же выплачиваются – но лишь исключительно для привлечения новых клиентов. «Сарафанное радио» работает лучше любых маркетинговых стратегий, и в результате аферистам не нужно даже тратиться на рекламу. Таким образом, в деятельность финансовых пирамид оказывается вовлеченными все большее количество человек.
{jcomments on}Между тем вкладывать финансовые деньги в подобные организации – дело заведомо проигрышное.
— Бесплатный сыр бывает только в мышеловке! Финансовые пирамиды никак не аффилированы с банками. Они не оперируют ценными бумагами, чтобы играть на бирже. Практически невозможно установить, где и в чем они хранят свои активы. Уже только поэтому, ставки вознаграждения, которые они обещают, невозможны в принципе, — приводит весомые доводы мой собеседник. – Практика показывает, что никто из потерпевших не утруждал себя проверить ту организацию, которой они доверил свои деньги. Между тем, имея на руках данные фирмы и доступ к интернету, это не так сложно. Таким образом, вы узнаете, имеете ли вы дело с фирмой-однодневкой, либо нет.
P.S. Примечательно, что принцип действия финансовых пирамид и невозможность обогащения с их помощью были продемонстрированы на простом примере советским физиком и математиком Яковом Перельманом в его книге «Живая математика», первое издание которой было опубликовано еще в 1934 году. Предлагаем вашему вниманию выдержку из соответствующей главы — «Лавина дешевых велосипедов»:
«В дореволюционные годы были у нас, — а за рубежом, вероятно, и теперь еще находятся, — предприниматели, которые прибегают к довольно оригинальному способу сбывать свой товар, обычно посредственного качества. Начинали они с того, что в газетах и журналах печатали рекламу, где предлагали приобрести велосипед по цене в 10 рублей — что в пять раз ниже их рыночной стоимости.
Немало людей, конечно, соблазнялись заманчивым объявлением и просили прислать условия необычной сделки. В ответ на запрос они получали подробное описание, из которого узнавали следующее.
За 10 руб. им высылался не сам велосипед, а лишь четыре билета, которые надо было сбыть по 10 руб. своим четверым знакомым. Собранные таким образом 40 руб. следовало отправить фирме, и тогда лишь прибывал велосипед. Таким образом, он обходился покупателю действительно всего в 10 руб., остальные 40 руб. уплачивались не из его кармана.
Что же это были за билеты? Какие блага приобретал их покупатель за 10 руб.? Он получал право обменять их у фирмы на пять таких же билетов: другими словами, он приобретал возможность собрать 50 руб. для покупки велосипеда, который ему обходился, следовательно, только в 10 руб., т.е. в стоимость первого билета. Новые обладатели билетов, в свою очередь, получали от фирмы по пять билетов для дальнейшего распространения, и так далее.
На первый взгляд во всем этом не было обмана. Обещание рекламного объявления исполнялось: велосипед в самом деле обходился покупателям всего лишь в 10 руб. Да и фирма не оказывалась в убытке: она получала за свой товар полную его стоимость.
А между тем вся затея — несомненное мошенничество. «Лавина», как называли эту аферу у нас, или «снежный ком», как величали ее французы, вовлекала в убыток тех многочисленных ее участников, которым не удавалось сбыть дальше купленные ими билеты. Они-то и уплачивали фирме разницу между 50-рублевой стоимостью велосипедов и 10-рублевой платой за них. Рано или поздно, но неизбежно наступал момент, когда держатели билетов не могли найти желающих их приобрести.
Первая группа покупателей, получившая свои билеты прямо от фирмы, находит покупателей обычно без особого труда: каждый член этой группы снабжает билетами четверых новых участников. Эти четверо должны сбыть свои билеты 20 другим (4х5=20), убедив их в выгодности такой сделки. Допустим, это удалось, и 20 покупателей найдено.
«Лавина» движется дальше: 20 новых обладателей билетов должны наделить ими уже 100 других. До этого времени каждый из «основателей» «лавины» втянул в нее 125 человек (1+4+20+100=125), из которых 25 имеют по велосипеду, а 100 — только надежду его получить, уплатив за нее по 10 руб.
С этого момента лавина уже выходит из тесного круга знакомых между собой людей и начинает растекаться по городу, где ей становится, однако, все труднее и труднее отыскивать «свежий материал». Сотня последних обладателей билетов должна снабдить такими же билетами 500 граждан, которым, в свою очередь, придется найти 2 500 новых «жертв». Город быстро наводняется билетами, и находить желающих приобрести их становится весьма нелегким делом. Вот числовая пирамида, которая в этом случае получается: 1 – 4 – 20 – 100 – 500 — 2 500 — 12 500 — 62 500.
Если город велик, и все его население, способное сидеть на велосипеде, составляет 62 500 человек, то к восьмому кругу «лавина» должна иссякнуть. Все оказались втянутыми в нее. Но обладает велосипедами только пятая часть, у остальных же 4/5 имеются на руках билеты, которые некому сбыть.
Для города с более многочисленным населением, даже для современного столичного центра, насчитывающего миллионы жителей, момент насыщения наступит всего несколькими кругами позже, потому что числа «лавины» растут с неимоверной быстротой. Вот следующие ярусы нашей числовой пирамиды: 312 500 — 1 562 500 — 7 812 500 — 39 062 500.
На 12-м круге «лавина», как видите, могла бы втянуть в себя население целого государства. И 4/5 этого населения будет обмануто ее устроителями.
Подведем итог тому, чего собственно достигает фирма устройством «лавины». Она принуждает 4/5 населения оплачивать товар, приобретаемый остальною 1/5 частью населения: иными словами — заставляет четырех граждан облагодетельствовать пятого. Совершенно безвозмездно приобретает фирма, кроме того, многочисленный штат усердных распространителей ее товара. Правильно охарактеризовал эту аферу один из наших писателей (И. И. Ясинский) как «лавину взаимного объегоривания». Числовой великан, невидимо скрывающийся за этой затеей, наказывает тех, кто не умеет воспользоваться арифметическим расчетом для ограждения собственных интересов от посягательства аферистов».
Продолжение следует.
Записал Эльдар НУРУЛЛИН