В городском Доме Дружбы состоялось заседание Совета общественного согласия с участием представителей отдела занятости и социальных программ, отдела пассажирского транспорта, отдела предпринимательства, фонда «Даму» и Палаты предпринимателей.
В ходе встречи специалисты в сфере медицины рассказали о внедрении системы ОСМС, а специалисты из отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог — о переходе общественного транспорта на электронную систему оплаты. Положительным в системе электронного билетирования поделилась с общественниками заведующая сектором пассажирского транспорта Назым Жанболатова.
— На сегодняшний день в 80% городских автобусов установлены валидаторы. С внедрением системы электронного билетирования перевозчики будут знать реальное количество пассажиров и востребованность маршрутов. А мы в свою очередь будем видеть реальный пассажиропоток, знать, сколько реально пользующихся общественным транспортом. Если на определенном маршруте пассажиров больше, чем автобусов, будем изменять количество или класс автобусов. Также раньше было много жалоб, что по утрам между кондукторами и пассажирами возникали конфликты ввиду отсутствия сдачи с крупных купюр. С внедрением транспортных карт таких вопросов не будет. Также нужно отметить, что это важное новшество, если к нему приспособиться. Многие в социальных сетях недовольны электронным билетированием, но скажу, что это цифровизация, мы должны поддерживать и понимать новые технологии, ведь на дворе 21 век. К тому же, все пассажиры будут видеть и контролировать потраченные средства на пассажирский транспорт, – сказала Назым Жанболатова.
Также общественники задавали вопросы по поводу работы пассажирского транспорта и внедрению новой цифровой системы. Не во всех автобусах частных перевозчиков установлены валидаторы, поэтому горожане не могут расплатиться купленной транспортной картой.
– На сегодняшний день все автобусы «Semey Bus» и ТОО «Автобусный парк Семей» на 100% оснащены валидаторами. С частными перевозчиками ведутся переговоры. Не платить за проезд пассажир имеет право лишь в том случае, если электронная система даст сбой. С 20 января автобусы без электронного оборудования на линию не выходят. Согласно договору, если перевозчики не согласятся установить на автобусах валидаторы, то работать они не будут, – заверила Назым Жанболатова.
Отметим, что пополнение баланса транспортной карты осуществляется через Киви-кошелек, Kaspi-терминалы, приложение «Сбербанка» и «Касса 24». А гостям нашего города, чтобы воспользоваться общественным транспортом, карточки покупать не обязательно. Они могут расплатиться за проезд посредством мобильного приложения «Avtobys».
Следующей в повестке дня стала тема внедрения обязательного социального медицинского страхования. По словам главного специалиста по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) по Семейскому региону Найли Альменевой, идея обязательного медицинского страхования возникла в 2013 году, была проведена большая работа по внедрению ОСМС.
— За все эти годы отрабатывались детали и изучался опыт зарубежных стран. На сегодняшний день в стране самые оптимальные проценты – 3%, когда в европейских странах, на которые мы ориентируемся, проценты очень большие. К примеру, там работодатель платит 7%, а сам работник — 6%. В последующие годы максимальный процент по Казахстану будет составлять 5%. Нужно сказать, что также в Семее есть категория людей — продавцы на рынках, таксисты, домработницы или частные предприниматели. Что делать им? Они должны платить Единый совокупный платеж в размере 2651 тенге. Его оплатить можно через любой терминал или через любой банкомат банка второго уровня. За Единый совокупный платеж (ЕСП) данная категория граждан оплачивает четыре налога, обеспечивая ОСМС, социальные и подоходные налоги. В системе ОСМС остается право выбора организации и право выбора врача. Если вы захотите провести лечение в более оснащенной по новой технологии больнице, то это возможно. Система ОСМС не ведет контроль — кто, сколько денег уплатил и так далее. Для ОСМС важно лишь то, уплатил или нет. Мы всегда мониторим население, в том числе с помощью ОСМС. Мы всегда в курсе, какое заболевание у пациента, какие медицинские услуги он получает. Так вот, один пациент, как оказалось, прошел обследование 321 раз. Другой пациент за прошедший год вызывал «скорую помощь» 372 раза потому, что не хотел приобретать препараты за свои средства. И таким образом за 2019 год «скорая медицинская помощь» из 100% обслуживаний 40% обслуживала абсолютно не обосновано, — сказала Найля Альменева.
В завершение отметим, что и общественники, и специалисты получили много новой и нужной информации.
Акерке ТУРСУНОВА
{jcomments off}