В общественном транспорте Семея всего несколько дней действует дифференцированный метод оплаты, но этого уже оказалось достаточно для множества споров, недопонимания и даже сбоя в ряде маршрутов. Каковы меры решения, когда планируется наладить работу общественного транспорта и что нужно пассажирам знать о новой форме оплаты – об этом говорили в ходе брифинга, прошедшего в Информационном центре города.
Во встрече с журналистами приняли участие руководитель городского отдела внутренней политики Нуржан Есенжолов, руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Сериккали Жуманов, представители ТОО «Таксомоторный парк» и компании, внедряющей цифровые технологии, — ТОО «Smart Concept».
К слову, следом за внедрением в общественном транспорте электронного билетирования с 20 января был введен и дифференцированный тариф. К этому времени в городе удалось реализовать до 160 тысяч транспортных карт для пассажиров. За период действия системы электронного билетирования городским властям удалось более прозрачно отследить финансовую доходно-расходную составляющую работы перевозчиков, возросли налоговые поступления в городской бюджет.
— Это для нас всегда было большей проблемой – отследить расходы и доходы. Поэтому когда перевозчиками выдвигался вопрос о пересмотре и повышении тарифа, мы не всегда могли понять, насколько их запросы оправданы и объективны. Но с внедрением электронного билетирования все поменялось. Мы видим все проходящие транзакции по каждому маршруту, направлению, видим нагрузки, пассажиропоток. Теперь можем вести с перевозчиками более конструктивный диалог, — говорит Нуржан Есенжолов.
На встрече были отмечены и другие положительные моменты системы электронного билетирования. Например, пассажиры теперь могут забыть о необходимости собирать мелочь в кармане, перестать переживать о том, найдется ли сдача.
Но не все так радужно. Проблем тоже предостаточно. К примеру, в эти дни практически полностью перестали выходить на линии автобусы, не имеющие в наличии специальное оборудование для электронного билетирования. Так, в эти дни семейчане не дождались таких автобусов, как №1, 52, 24, 29. В результате остановки, особенно в часы пик, оказались полны, а многим, чтобы, например, добраться до работы, пришлось воспользоваться услугами такси.
— Процент общего транспорта на линии составляет порядка 76 — 80. При этом низкие показатели сегодня у таксомоторного парка, где отдельные маршруты обслуживает частный перевозчик. Сейчас возникают перебои с маршрутами №1, 52, 24. Ранее аналогичные проблемы были на маршрутах №3, 16. К сожалению, все еще остаются маршруты, на которых работает частный перевозчик. Они не готовы показывать свою финансовую часть, поэтому своим невыходом на линии срывают работу общественного транспорта, создавая неудобство для горожан, — отметил Сериккали Жуманов.
Сейчас ведутся переговоры с частными перевозчиками, городские власти отмечают, что ситуация нормализуется в ближайшие несколько дней. И все же, несмотря на реформы и изменения условий конкурса, город наступает на все те же грабли – в системе общественных перевозок работает перевозчик, у которого есть так называемый привлеченный транспорт. Это значит, никто не гарантирует, что в любой другой день эти же частные перевозчики вновь не откажутся выходить на линию, создав очередной коллапс, а самое главное — отвечать за это едва ли кто-то будет.
— Мы можем расторгнуть договор на маршрутах, если выход в течение месяца составляет менее 70%, — отмечает Сериккали Жуманов.
Из этого следует, что активные меры будут предприниматься спустя как минимум 30 дней, но пользующиеся автобусным транспортом люди знают, что даже один день перебоев вызывает большие неудобства.
Вообще, к частным перевозчикам оказалось немало нареканий. Они не только вновь продемонстрировали неисполнительность, но и нашлись особо предприимчивые: в эти дни социальные сети переполнили жалобы пассажиров о том, что в отдельных автобусах, не имея в наличии оборудования для электронной оплаты, требовали плату по дифференцированному тарифу, а тех, кто отказывался платить, просто высаживали. В руководстве города правдивость таких фактов подтвердили.
— К сожалению, такие случаи были, и мы старались реагировать на них оперативно, вовремя пресекать. Для этого в городе работает контрольно-ревизионная служба, — говорит Сериккали Жуманов.
Для ясности следует отметить, все перевозчики Семея согласно конкурсным обязательствам должны перейти на использование электронных систем оплаты, то есть требовать плату по дифференцированному тарифу с пассажира, если у него есть возможность оплатить проезд с использованием транспортной карты или специального мобильного приложения, перевозчик не может, и уж тем более высаживать пассажира. Не может перевозчик требовать наличный расчет с пассажиров, если не работает оборудование для электронной оплаты проезда. Пассажиры должны знать свои права и уметь их отстаивать в правовом поле, однако нельзя забывать и о своих обязанностях. Если все системы электронного билетирования работают исправно и перевозчик выполняет взятые на себя обязательства, пассажир обязан произвести оплату. С внедрением электронного билетирования число «зайцев» значительно выросло. Однако с этого понедельника вопросами безбилетников занялись серьезно. На улицы вышли контрольно-ревизионные группы, в составе которых сотрудники автобусных парков, отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог, Центра управления пассажирскими перевозками, а также полиции.
— В эти дни было много перебоев в работе систем электронного билетирования, поэтому многие пассажиры могли бесплатно проехать. Техники устраняют неисправности, и в скором времени все заработает стабильно. Поэтому хочу напомнить всем о культуре поведения в общественном транспорте и ответственности за уклонение от оплаты. За это сегодня полагается административный штраф в размере двух МРП. Это более пяти тысяч тенге, — говорит Сериккали Жуманов.
К слову, действительно технических проблем было немало: перебои со связью, кто-то не мог привязать платежную карту с мобильным приложением, или валидаторы снимали плату несколько раз.
— Такие проблемы возникают, как правило, на конечных остановках, когда кондуктор в системе не успел завершить очередной круг, а пассажир произвел оплату. Когда запускается новый круг, сбрасывается и плата. По сути, это даже не техническая ошибка, проблема решается организационно, поэтому на конечных остановках пассажирам следует дождаться завершения круга и только потом производить оплату, — отмечают представители компании «Smart Concept».
Вообще, есть несколько способов отслеживать средства и расходы на транспортной карте, одно из них – с помощью мобильного приложения Telegram-бот.
Следует отметить, что внедряемая система электронного билетирования, безусловно, полезна. Она обладает многими преимуществами и вполне может облегчить жизнь пассажирам, руководству города, перевозчикам. Но вот исполнение, а самое главное — подходы к реализации подобных задумок — все еще оставляют желать лучшего. Последствия такой неорганизованности в первую очередь ощущают жители города, и следует предположить, что недочеты в обозримом будущем не закончатся.
Жандос КАСЕНОВ
Фото автора
{jcomments off}