9 сентября, теперь уже далекого 2013 года, в Казахстане была создана Национальная палата предпринимателей «Атамекен», главная задача которой – защита прав и экономических интересов бизнеса. За годы работы в Палату поступили десятки тысяч обращений от бизнесменов страны, многие из обращений решены положительно. Благодаря поддержке «Атамекена» предприниматели смогли сэкономить миллиарды тенге. Это отмененные штрафы, пени, доначисления, предотвращен- ные имущественные убытки. Сегодня Палата предпринимателей «Атамекен» — это крупнейшая некоммерческая организация, имеющая региональные представительства по всему Казахстану. Работает филиал и в городе Семей.
Цели и задачи
За годы работы Палата предпринимателей Казахстана зарекомендовала себя как надежный партнер и помощник бизнес-сообщества. Это подтверждается и неуклонно растущими обращениями представителей бизнеса в некоммерческую организацию. При этом «Атамекену» удается оправдать оказанное доверие бизнеса – только в 2019 году по Восточно-Казахстанской области благодаря успешно проведенной работе удалось защитить права и интересы бизнес-сообщества, а также предотвратить необоснованные штрафы, пени, доначисления, имущественные убытки на сумму более чем 1,4 миллиарда тенге.
Помимо этого, Палата предпринимателей Казахстана является оператором ряда государственных программ, в том числе «Дорожной карты бизнеса» и Программы продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек».
— Мы являемся операторами этих программ, то есть организацией нефинансовой поддержки бизнеса. Это сервисные услуги, в которые входят консультации по ведению бухгалтерского и налогового учета, IT-услуг. К нам очень часто обращаются представители бизнеса с различными проблемными вопросами, их мы готовы бесплатно рассмотреть и приложить все усилия, чтобы положительно решить проблему, для этого у нас есть квалифицированные специалисты, — говорит директор Семейского городского филиала Палаты предпринимателей «Атамекен» Восточно-Казахстанской области Максат Суйчинов.
В октябре 2013 года в 14 областных центрах страны, в Астане, Алматы были созданы Палаты предпринимателей. Цель региональных Палат предпринимателей — консолидированное представление, обеспечение и защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства, широкий охват и вовлеченность регионального бизнеса в процесс формирования консолидированного предпринимательского сообщества.
Задачами региональной Палаты предпринимателей являются рост и развитие предпринимательского сектора в каждом регионе страны, обеспечение институциональных условий для учета интересов бизнесменов при выработке и реализации государственной политики в сфере предпринимательства, совершенствование механизмов взаимодействия бизнеса и администрации.
В областях и районах Казахстана задачи местного масштаба решаются региональными палатами и их районными филиалами. Если проблема требует рассмотрения на уровне правительства либо для ее решения необходимо внесение изменений в законодательство, то вопрос передается на уровень правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Такая структура позволяет одновременно решать масштабные и системные вопросы бизнеса, такие как упрощение разрешительных процедур, улучшение налогового администрирования, и в то же время не оставить без внимания насущные проблемы предпринимателей небольших городов и аулов.
Палата предпринимателей не только защищает права и интересы бизнеса, но и дает разностороннюю консультацию, как начинающим, так и уже действующим представителям бизнеса. Консультации самые разные, от правил ведения документации до новых изменений в законодательстве. К примеру, с началом этого года значительные изменения претерпел действующий закон о государственных закупках. Подробности всех новшеств рассказал Максат Суйчинов.
Госзакупки – важные нововведения
Сфера госзакупок является очень сложной и многосторонней системой взаимоотношений и в бюджетном процессе играет немаловажную роль. Именно поэтому все изменения и нововведения являются важными, причем в новом году их оказалось не так мало. С 1 января 2020 года в госзакупках предусмотрены меры поддержки по услугам создания и развития объектов информатизации, а также программного обеспечения и продукции электронной промышленности. Так, финансовая устойчивость потенциального поставщика определяется веб-порталом автоматически на основании сведений органов госдоходов. Основным критерием вхождения в предварительный квалификационный отбор является нахождение в Реестре доверенной продукции, куда включаются только отечественные разработчики. К примеру, с января этого года обеспечение заявки в виде гарантийного денежного взноса заменяется наличием в электронном кошельке потенциального поставщика достаточных денежных средств (не менее 1% от выделенной суммы закупки). Кроме того, с 2020 года требование о внесении обеспечения заявки будет распространяться не только на закупки способом конкурса и аукциона, но и на закупки способом запроса ценовых предложений.
— Одна из задач Палаты предпринимателей – подтверждение происхождения товаров путем выдачи сертификатов, в том числе и индустриальных сертификатов. По четырем направлениям экономической деятельности: мебельная, легкая, пищевая промышленность, а также машиностроение. Примечательно, что с 2020 года государственные закупки будут осуществляться только среди обладателей индустриальных сертификатов. На местном уровне от этих нововведений мы видим хороший импульс поддержки именно отечественных предпринимательства, то есть те средства, которые предусмотрены в бюджете будет реализован именно среди отечественных предпринимателей. По нашему региону это порядка 300 — 400 миллионов тенге как минимум, — говорит Максат Суйчинов.
Из критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение, исключили документы, которые подтверждают соответствие предлагаемых товаров согласно законодательству Республики Казахстан в области технического регулирования, сертифицированной системе (сертифицированных систем) менеджмента качества; документ, подтверждающий соответствие системы экологического менеджмента национальному стандарту; документ, подтверждающий соответствие предлагаемых товаров стандарту экологической чистой продукции. Новый критерий, который влияет на конкурсное ценовое предложение, – показатель уплаченных налогов. Если потенциальный поставщик имеет показатель уплаченных налогов свыше 3%, веб-портал автоматически присваивает условную скидку за каждую превышающую одну десятую (0,1) процента в размере.
Что касается государственных закупок, важно знать, что с 1 января 2020 года при равенстве условных цен конкурсных ценовых предложений победителем будет признаваться не участник, имеющий большую сумму уплаченных налогов, а участник, имеющий больший показатель налоговой нагрузки. Данный подход является справедливым, так как устанавливает равные возможности для участников государственных закупок. Теперь при равенстве условных цен небольшие компании могут конкурировать с крупными по показателю налоговой нагрузки, что будет стимулировать их добросовестно платить налоги. Следует отметить, что в соответствии с внесенными изменениями в целях поддержки малого и среднего бизнеса снижено от 10 до 5% суммарное процентное влияние на условную скидку по закупкам работ, не превышающим 2 тысячи МРП, или 505 миллионов тенге.
С 1 июля 2020 года квалификационное требование в виде финансовой устойчивости будет предъявляться всем потенциальным поставщикам, участвующим в конкурсе (аукционе): товаров, если выделенная сумма закупки (лота) превышает 4 тысячи МРП (10 100 000 тг.); работ, если выделенная сумма закупки (лота) превышает 8 тысяч МРП (20 200 000 тг.); услуг, если выделенная сумма закупки (лота) превышает 20 тыс. МРП (50 500 000 тг.). При этом к потенциальным поставщикам, участвующим в закупках товаров, требование по финансовой устойчивости будет распространяться только в части соответствия по показателям доходов и уплаченных налогов.
Немного о налогах
В Послании «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил усилить противодействие теневой экономике, ужесточить борьбу с уходом от уплаты налогов. В связи с реализацией данного поручения правительством и профильными министерствами ведется ряд комплексных мер, одной из которых является внедрение контрольно-кассовых машин с онлайн-передачей данных. Так, с 1 января 2020 года в соответствии с Налоговым кодексом РК все денежные расчеты на территории страны обязаны производиться через онлайн контрольно-кассовые машины (ККМ). Онлайн-кассы могут не применять налогоплательщики, осуществляющие деятельность в местах отсутствия сети телекоммуникаций. В целом от применения онлайн контрольно-кассовых машин освобождаются физические лица, банки второго уровня, перевозчики, осуществляющие междугородные перевозки, и налогоплательщики, которые в своей деятельности вовсе не применяют денежные расчеты. Здесь необходимо уточнить, что под денежными расчетами подразумеваются наличные денежные средства и расчеты с использованием платежных карт.
В целом предназначение контрольно-кассовых машин, будь они традиционные или онлайн, не меняется. Контрольно-кассовые машины фиксируют сделку. Онлайн-касса позволяет передавать эти сведения в налоговые органы. То есть это позволит видеть сведения о денежных операциях, не дожидаясь налоговой отчетности. Налоговая отчетность производится раз в полгода или в течение года. Преимущества — переход на онлайн-кассы позволил реализовать госуслугу, где налогоплательщик может зарегистрировать онлайн-кассу без посещения налоговых органов, то есть у него нет необходимости заполнять книгу денежных расчетов, а также нет необходимости ставить пломбу на онлайн-кассу. Все это он может делать удаленно и на сайте оператора фискальных данных. То есть здесь мы минимизируем контакт с налоговыми органами.
Предпринимателю, для того чтобы внедрить у себя онлайн-ККМ, необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Далее он приобретает контрольно-кассовую машину в любых Центрах обслуживания населения, либо скачивает приложение, поскольку цифровизация дала возможность такого перехода от традиционных железных контрольно-кассовых машин. Приложение можно использовать через компьютер, ноутбук, планшет или смартфон.
— Переход на электронные ККМ – это реалии сегодняшнего дня. Пока еще остаются определенные технические сложности вопроса для реализации всего этого, и тем не менее Налоговый кодекс уже принят, изменения уже вступили в силу, и мы должны по ним работать, — пояснил Максат Суйчинов.
Еще один момент, на котором сделал акцент директор городского филиала Палаты предпринимателей «Атамекен», — это налоговые проверки, от которых с началом 2020 года сроком на три года освобождается микро- и малый бизнес. В среднем в течение трех лет не будет порядка 100 тысяч проверок. Это позволит снизить административную нагрузку, обеспечить стабильность бизнес-среды, легкость ведения бизнеса и развитие конкуренции.
— Параллельно с этим порядка 1,2 миллиона субъектов малого и микробизнеса по всей стране на три года будут освобождены от уплаты налога на доход ((КПН, ИПН), соцналог для налогоплательщиков, работающих по упрощенной декларации, единый земельный налог для крестьянских и фермерских хозяйств). Это особая форма сотрудничества бизнеса и государства, при котором бизнесу дается возможность роста и развития, требуя взамен честности и прозрачности деятельности. К сожалению, есть такие предприниматели, которые намеренно занижают свои данные о доходах для того, чтобы снизить налоговые выплаты. При этом нужно понимать, что налоги – это бюджет страны, расходы на содержание государственных служащих, социальные выплаты и прочее. И здесь опять же, думаю, применение онлайн контрольно-кассовых машин позволит сделать деятельность многих наших предпринимателей более открытой и прозрачной, — говорит Максат Суйчинов.
Время начинать
В соответствии с Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017 — 2021 годы, утвержденной Постановлением правительства РК, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамакен» является оператором нефинансовой поддержки второго направления.
Второе направление программы «Массовое предпринимательство» реализуется как реальный инструмент стимулирования предпринимательства в сельских регионах и составная часть комплексного подхода в обеспечении занятости населения. Целью проекта по обучению основам предпринимательства «Бастау» является повышение экономической активности населения через привлечение к занятию предпринимательской деятельности самозанятое и безработное население.
Участниками обучения основам предпринимательства являются жители, проживающие в сельских населенных пунктах, районных центрах, городах и моногородах – безработные, независимо от регистрации в Центре занятости, и самозанятые, желающие открыть свой бизнес, а также действующие предприниматели, заинтересованные в расширении бизнеса. Обучение участников в рамках проекта осуществляется на безвозмездной основе. Участникам выплачивается разовая стипендия в размере 16 759 тенге, также могут рассчитывать на сопровождение бизнеса в течение одного года. По окончании обучения участники получают один из двух видов сертификатов в зависимости от активности в участии и защите бизнес-планов (сертификат об участии в обучении, сертификат о завершении обучения). Данные сертификаты предоставляют право получить микрокредитование по сниженной ставке — шесть процентов годовых.
— Только в прошлом году по данной программе обучили более 500 человек, и эти люди получили безвозмездные гранты от 100 до 200 МРП. Это хорошая программа. Возможно, некоторые скажут, что на такие деньги нельзя построить прибыльный большой бизнес, но эта программа дает реальную возможность начать свое дело, реализовать свою мечту, воплощать идеи. Практика показывает, что эта программа работает. Исходя из моего опыта, могу сказать, что в Семее преобладает сфера услуг. Начинающие предприниматели пробуют свои силы в косметологических услугах: парикмахер, наращивание ресниц, маникюр. Однако сегодня тенденция немного меняется, и есть те, кто связывает себя с производством. Яркий пример – выпуск мороженого из кумыса. Для того, чтобы приобрести оборудование, сырье, арендовать место и в целом запустить свое дело, этому предпринимателю хватило всего полмиллиона тенге, — говорит Максат Суйчинов.
Как отмечают в Палате предпринимателей, программа «Бастау бизнес» — уникальная возможность узнать азы предпринимательства, а заодно и попробовать себя в малом бизнесе. «Атамекен» не только готов поддержать новые идеи, но если это необходимо – и предоставить свои.
— У нас есть пул проектов с налаженной цепочкой производства и сбыта продукции. К примеру, это проект усиленных производств. Стоимость проекта оценивается в почти 10 миллионов тенге, при том, что один из крупных промышленных гигантов, как «Казцинк», ежегодно приобретает в соседнем Китае рукавицы на сумму в 200 миллионов тенге. С руководством завода у нас есть договоренность о том, что если в нашем регионе будет запущено производство рукавиц, то завод заключит соглашение о приобретении этого товара сроком как минимум на три года. Аналогичный проект связан с производством респираторных масок. Любой желающий может обратиться к нам, узнать о программе, предложить свой проект или узнать о уже имеющихся. При этом мы будем сопровождать участника на всех этапах реализации программы, вплоть до создания первой партии продукции, — говорит Максат Суйчинов.
Экономика простых вещей
В Казахстане сегодня особое внимание уделяется развитию так называемой «экономике простых вещей». Это товары и услуги повседневного использования. К таковым относят текстильную продукцию и мебель, производство продуктов питания и многое другое. О необходимости развития данного направления говорил глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании «Конструктивный общественный диалог — основа стабильности и процветания Казахстана». Речь идет о выпуске продукции, а также оказании услуг, которыми ежедневно пользуются граждане Казахстана и которые не требуют значительных капиталовложений и применения сложных технологий. Развитие «экономики простых вещей» — это насыщение внутреннего рынка отечественными товарами, стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, выпуск широкой номенклатуры товаров народного потребления. Исходя из этого, формируются и цели программы – создание конкурентоспособных производств с целью обеспечения нужд населения и замещения импорта социально-значимых продовольственных товаров.
По официальным данным, на сегодняшний день импортируется около 82% промышленных товаров, 35% продуктов питания, 23% сельскохозяйственной продукции. Разработкой мер поддержки производства товаров народного потребления, другими словами, «экономики простых вещей», занималось Министерство национальной экономики. Ведомство совместно с Национальным банком Казахстана и НПП «Атамекен» сразу же приступило к разработке Комплексной программы по финансированию реального сектора экономики. 11 декабря 2018 года Постановлением правительства принята программа льготного кредитования приоритетных проектов. Программу назвали «Экономика простых вещей». Ее основная задача состоит в замещении импортных социально-значимых продовольственных товаров на местные.
Также был утвержден перечень товаров для кредитования приоритетных проектов. Он включает более 800 видов товаров, привязанных к более 100 видам экономической деятельности.
Для поддержки субъектов частного предпринимательства из республиканского бюджета было выделено 600 миллиардов тенге. Из них 400 миллиардов тенге — на стимулирование обрабатывающей промышленности и услуги, 100 миллиардов тенге – на переработку в АПК, еще 100 миллиардов тенге — на производство в АПК. В рамках программы через банки государство субсидирует процентную ставку по банковскому займу. Ставка вознаграждения кредита — 15% годовых. Размер субсидирования — до 9% от номинальной ставки вознаграждения. Срок субсидирования: на инвестиции — семь лет, на пополнение оборотных средств — три года.
Льготный кредит предприниматель может получить при полном соответствии проекта условиям Программы «Экономика простых вещей».
В целях мониторинга реализации данной программы и активного вовлечения бизнеса на базе НПП «Атамекен» с марта прошлого года действует проектный офис по развитию отраслей «экономики простых вещей» с участием государственных органов, регионов и институтов развития. Основным направлением работы офиса стало содействие реализации программы, стимулирование инвестактивности предпринимателей и создание благоприятных правовых, экономических и социальных условий.
Офис сопровождает проекты от стадии разработки бизнес-плана до финансирования, ведет мониторинг, выявляет причины, по которым банки отказывают в кредитовании, и предлагает новые механизмы по их поддержке. В работу офиса, помимо «Атамекена», вовлечены АО «Казахстанский институт развития индустрии», Ассоциация финансистов Казахстана и АО «НУХ «Байтерек». Все подробности программы, возможности и требования можно узнать в филиалах Национальной палаты предпринимателей, в том числе и в городе Семей.
Жан АҚПАН
{jcomments off}