Знаменитый подвесной мост Семея – уникальное достояние технической мысли. Он проложен через реку Иртыш и является яркой архитектурной достопримечательностью города. Это семнадцатый по счету подвесной мост в мире. Его строительство было запланировано в первой десятилетке независимого государства, а был открыт мост уже в новом веке, с участием Первого Президента. Вспомним, как проектировался и строился «любимчик» семейчан и с какими трудностями пришлось столкнуться при строительстве, а еще узнаем как благодаря мосту родилась счастливая семья.
Конструкция подвесного моста состоит из самого моста, подъездных дорог и путей, которые соединяют берега с малыми и большими строениями. Проект строительства был разработан японской компанией и по контракту, составленному в январе 1998 года должен был быть завершен на протяжении сорока двух месяцев. Так все и случилось, но на помощь японцам пришли и турки, у которых, кстати, есть похожий мост.
Строительство нового моста в Семее в конце прошлого столетия и его открытие стали настоящим праздником для местных жителей, поскольку предыдущая двухполосная переправа уже не могла принять постоянно увеличивающийся поток транспорта и требовала неотложного капитального ремонта. Благодаря шести полосам автомобильного движения удалось разгрузить старый мост, международные трассы, а также трассу Омск — Новосибирск.
— Наш подвесной мост начинает свое историю с советских времен. Еще Борис Ельцин будучи председателем Госстроя СССР предлагал соорудить у нас мост, но затем Советский союз развалился, и идея осталась не реализованной. Только после обретения Казахстаном независимости идея опять возродилась. Для строительства моста в прииртышском городе Японией был выделен кредит в сумме 22,1 миллиарда иен или 157,7 миллиона долларов США. Да и само сооружение переправы велось японской компанией IHI.
Помимо этого, возведение моста потребовало и других расходов. К примеру, в зоне строительства подмостовых развязок и автомагистралей было снесено 743 частных дома, собственникам которых предоставлялось жилье. Так, было построено 14 многоквартирных жилых домов, на что затрачено более 873 миллионов тенге. Словом, в мост были вложены колоссальные средства. Как бы то ни было, он стал объектом гордости Семея, ведь до сих пор здесь такого масштабного сооружения еще не возводилось. Поистине, это было инженерно-архитектурное чудо. Главной конструкцией проекта является подвесной мост с пролетом длиной 750 м и двумя подъездными путепроводами, длина каждого из которых по 168 м. По подвесному мосту проложено две трехполосные проезжие дороги, шириной по 3,75 м каждая. Основные конструкции моста – из стали. Проект оказался экономически рентабелен и был реализован за достаточно короткое время, — рассказал почетный строитель города Семей и очевидец Николай Исаев.
Открытие нового моста 17 октября 2001 года стало для горожан большим праздником, а само сооружение через р. Иртыш вошло в историю, как казахстанский символ нового века. Погода была не самая приятная, но ничто не могло испортить праздник, в котором принял участие и глава государства Елбасы Нурсултан Назарбаев. Вот как об этом писала газета «Голос народа» в номере за 27 октября 2000 года: «Церемония открытия сооружения — моста через реку Иртыш — состоялась. На торжества прибыл глава государства Нурсултан Назарбаев. Президент вспомнил время своего первого визита в Японию и подписание соглашения о займе на строительство моста… И теперь «ворота города» открыты. Сооружение через реку Иртыш уникальное и имеет сходство с золотыми воротами Сан-Франциско, мостом-башней Лондона, кто пересекал Черное и Красное моря, помнят красавец Босфорский мост. Мост через реку Иртыш будет служить не только для городского транспорта, он расширит международные маршруты, точнее, соединит Азию и Европу…. Проект финансировался в соответствии с договором о займе, подписанным между Республикой Казахстан и Международным фондом экономического сотрудничества.
На церемонию по случаю открытия моста через реку Иртыш прибыл и Президент компании «IHI» Ташифуй Такей: «Наша компания «IHI» имеет опыт строительства мостов, сооружено уже несколько, и вот последние три года мы воплощали проект в Семипалатинске. На 13 месяцев опередили темпы строительства, и это произошло благодаря взаимопониманию и взаимной выручке партнеров. Мы создали мост между двумя странами».
По словам коренного жителя города Семей Мурата Искакова в этот день на открытии моста был весь город.
— Это был большой праздник, но погода не располагала. Как и всегда в октябре в Семее на улице было пасмурно, серо, моросил дождь. Несмотря на непогоду я и все друзья, родственники отправились на открытие новой достопримечательности. Это было большое событие, приезжал Первый Президент Нурсултан Назарбаев и именно он перерезал красную ленту и открыл наш мост,- говорит семейчанин.
Конечно, сложная конструкция моста требовала соответствующего ухода, что продлило сотрудничество Казахстана с Японией в вопросах консультации по ремонту. Отрадно, что спустя столько лет мост также считается крупнейшей архитектурной достопримечательностью и символом города Семей, а еще он стал поводом для создания одной маленькой, но счастливой семьи. Тем самым международное сотрудничество продолжилось в уже отдельно взятой ячейке общества.
— Мой папа — турок, а мама – русская. Познакомились они благодаря строительству подвесного моста. В 1999 году папа и его команда приехала из Турции, чтобы помочь в строительстве моста. В Семее, встретив мою маму, он без памяти влюбился. К слову, в 2001 году родители поженились, родился я. Когда строительство моста закончилось, папа вместе с семьей остался в Семее. Сейчас мои родители часто вспоминают и рассказывают о своей «лав стори»,- рассказал нам Максим Сакарья.
Что касается истории нашего моста, но с каждым годом он меняется – стареет, что не меняет его шарма. В темное время суток мост освещают десятки фонарей, делая его еще более праздничным и красивым. Совсем недавно власти Семея решили установить на подвесном мосту через реку Иртыш «умное» освещение. Эта конструкция обошлась городу в 423 миллиона тенге. «Ум» данного проекта заключается в том, что никаких рычагов для включения и отключения уже не нужно, участие человека необходимо только для обслуживания – поменять светильник и тому подобное. Что касается самого освещения, то подсвечиваются пилоны, тросы моста. При этом саму переправу не повредили — ничего не сверлили и не приваривали, кронштейны прикрепили к уже существующим технологическим отверстиям.
К слову, нашему мосту уже два десятилетия, а семейчане все еще по привычке называют его новым.