В эту субботу, 4 октября, мусульмане всего мира отметят праздник Курбан айт (он же Курбан байрам, или Ид аль-адха).
В основе праздника Курбан айт — приближение к милости Всевышнего посредством жертвоприношения.
Сам праздник имеет давнюю историю, которая связана с пророком Ибрагимом и его сыном Исмаилом. До глубокой старости у Ибрагима не было детей, и после долгих и упорных молитв Аллах ниспосылает ему сына. За это Ибрагим пообещал принести в жертву самое дорогое, что у него есть.
Шло время, мальчик подрастал. Престарелый отец очень сильно любил своего первенца. В одну из ночей Ибрагиму приснился сон, в котором ангел Джабраил напомнил ему о данном Всевышнему обещании, сообщив, что настало время принести в жертву самое дорогое, что у него есть – сына Исмаила.
Один и тот же сон повторялся несколько ночей подряд. Поняв, что на то воля Всевышнего, Ибрагим говорит своему сыну, что должен принести его в жертву. Исмаил покорно отвечает, что раз это — приказ Аллаха, то он готов.
В назначенный день Ибрагим идут с Исмаилом в долину Мина близ Мекки для совершения жертвоприношения. По дороге дьявол будет трижды являться Исмаилу, каждый раз напоминая о том, что родной отец ведет его на заклание. В ответ Исмаил говорил об этом своему отцу, и тот прогонял нечистого, кидая в него камнем. С тех пор у паломников по дороге к Мине установился обычай кидать камни в ту сторону, где, согласно преданию, появлялся дьявол.
Когда Ибрагим вместе с сыном пришли к назначенному месту, Исмаил ложится на камень, и после всех необходимых приготовлений отец проводит по его горлу заточенным ножом. Однако острое лезвие не оставило и следа на коже Исмаила. Проведя ножом по горлу сына во второй раз, Ибрагим также не причинил ему ни малейшего вреда. Разозлившись, старец бьет ножом о камень, и орудие оказывается настолько острым, что разрубает его пополам. После этого перед отцом и сыном появляется все тот же Джабраил, который сообщает Ибрагиму, что Аллах проверял его, и он с достоинством прошел испытание. Жертва сыном была заменена жертвенным животным, а Ибрагиму было даровано благополучное рождение второго сына — Исхака.
{jcomments on}- Этим Всевышний показал: чтобы стать ближе к Богу, не нужны человеческие жертвы. Разрешено приносить в жертву козу, барана, корову или верблюда. Лошадь жертвенным животным не является, — рассказывает заведующий образовательными курсами при Центральной мечети г. Семей Бауыржан Таубекулы. – Жертвоприношение должны совершать мусульмане, которые достигли определенного уровня финансового состояния, называемого «нисаб». В пересчете на современные деньги, если ваш годовой доход составляет 425 тысяч тенге и больше (за вычетом долгов и расходов на повседневные нужды), то вы обязаны совершить жертвоприношение. Еще одним обязательным условием является то, что совершающий жертвоприношение не должен находиться в дороге.
Определенные требования предъявляются к возрасту и состоянию животных. Так, верблюд должен быть пятилетним, корова – двухлетней, баран – годовалым. Разрешается принести в жертву и полугодовалое животное, если оно достигло такого же упитанного состояния, как и годовалая особь. Животное не должно быть больным и даже хромым, иными словами – приносимая жертва должна быть полноценной.
— Не секрет, что сегодня люди делают деньги буквально на всем, и ежегодно в канун праздника Курбан айт цены на жертвенных животных поднимаются в разы. Чтобы верующие могли совершить жертвоприношение, торговцы должны держать цены в разумных пределах, — рассказывает Бауыржан Таубекулы. – Вместе с тем, человек должен нести определенные затраты, и жертвоприношение не должно быть для него совсем бесплатным. К примеру, если человек зарезал барана, которого он у кого-то забрал или украл, то такая жертва не будет засчитана Всевышним.
По-разному поступают с мясом жертвенных животных. Самый распространенный вариант — когда его делят на три части, одну из которых оставляют себе, другой угощают родственников и соседей, а третью отдают малоимущим. Если семья совершившего жертвоприношение испытывает материальные затруднения, то будет правильным оставить все мясо себе. И напротив, если же человек не испытывает никаких финансовых затруднений, то ему следует раздать мясо нуждающимся.
Согласно мусульманскому вероучению, с каждой каплей крови жертвенного животного человеку прощается один грех, а по количеству ворсинок в шерсти прибавляется благих деяний. При этом подношение крупных животных, какими являются коровы и верблюды, засчитывается сразу семи людям. Вместе с тем, в Коране сказано: «До Аллаха никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако до него доходит набожность, исходящая от вас».
В день праздника необходимо встать пораньше, нарядно одеться, быть приветливым со всеми. Все три дня праздника желательно навещать родственников, старых и больных, вспоминать молитвами усопших.
За день до наступления Курбан айта отмечается праздник Арафа – день стояния на горе Арафат.
В этот день миллионы паломников собираются у подножия этой горы близ Мекки, где просят у Всевышнего прощения за совершенные грехи, молятся за себя и своих близких. Мусульмане верят, что вознаграждение за благие поступки, равно как и кара за греховные, в это день многократно увеличиваются. Одним из важных поступков, которые приближают верующих ко Всевышнему, является пост в этот день. Так, относительно поста в день Арафа пророк Мухаммед говорил: «Это очищение грехов за прошлый и последующий годы». В свою очередь, в Хадисах об этом празднике, в частности, говорится следующее: «Поистине Всевышний в день Арафата смотрит на рабов взором милости и не оставит, не смыв грехи, того, у кого в сердце есть хоть капля веры».
Ночь на Курбан айт также желательно провести в богослужении, так как в это время Всевышний особо чуток к мольбам людей. Посланник Аллаха сказал: «Кто бы ни был, бодрствовавший в ночь разговения и ночь Курбана в служении Всевышнему – не постигнет сердце его печаль, когда печаль постигнет других».
Записал Эльдар НУРУЛЛИН