Организация «ат-Такфир уаль-Хиджра» признана экстремистской и запрещена в Казахстане.
Одним из самых серьезных преступлений в исламе считается фитна, то есть смута, разногласие. Тот, кто несет раздор в среду мусульман, является их злейшим врагом, ведь он направляет брата против брата, верующего против верующего.
Фитна — это худшее время в жизни мусульманской общины. Недаром, тем, кто противопоставляет единоверцев, выносит ложные обвинения, готов пойти на преступление, согласно хадисам, уготовано страшное наказание. Напротив, тот, кто несет добро и согласие, будет вознагражден и в земном бытии, и в будущей вечной жизни. Абу Дауд передал следующие слова Пророка Мухаммеда: «Поистине, счастливый из вас тот, кто отдален от смут».
В наши дни вольная трактовка вероучения ислама стала важной составляющей глобальной геополитической борьбы. Сторонники фанатизма и нетерпимости манипулируют чувствами мусульман, раскалывая изнутри общество и сметая один за другим светские режимы в арабском мире. Религиозный радикализм отвергает сложившиеся в течение веков традиции и обычаи, искажая дух и практику миролюбия и веротерпимости ислама.
Одним из инструментов, с помощью которых семена раздора сеются среди мусульман, является радикальная организация «ат-Такфир уаль-Хиджра». В августе текущего года Сарыаркинский районный суд Астаны признал эту организацию экстремистской и запретил ее деятельность на территории Республики Казахстан.
Что представляет собой идеология такфиризма, какова его практика? В первую очередь, это два элемента, которые обозначены в названии организации: такфир и хиджра. «Такфир» — это обвинение в неверии («куфре»). Последователи организации могут объявить целое государство «кафирским». Такфир выносится и представителям власти, включая политических лидеров, представителей власти, вооруженных сил и правоохранительных органов. Против такого государства, которое еще называют страной «тагута» («идола»), в конечном итоге объявляется насильственный джихад.
{jcomments on}Второй элемент в их деятельности — «хиджра». В классическом исламе хиджра понимается как переселение с целью защиты веры. Первую хиджру в истории совершил пророк Мухаммед со своими сподвижниками из Мекки в Медину ради сохранения жизни мусульман. Однако идеологи радикализма дают иную интерпретацию. Для них хиджра — это прямая или косвенная изоляция от общества, выезд в другие страны.
Кроме того, последователи такфиризма, особенно на ранних стадиях вовлечения в свои ряды, практикуют и скрытую, неявную хиджру — чувственную изоляцию. На практике она означает разрыв всех связей с обществом, своим прежним окружением, если оно придерживается традиционной интерпретации ислама. Речь идет об отказе от привычного уклада жизни, изменении внешнего вида, одежды, всего, что может быть названо «кафирским» (неверным).
Сторонники фанатизма опираются на однобокие и буквалистские интерпретации мусульманского вероучения, что проявляется в крайнем консерватизме, отказе от традиций, обычаев, привычных устоев общества. Они объявляют недопустимыми новшествами (бида’а) «устроение праздников по случаю дня рождения, выделение особых дней в неделе, устроение разного рода религиозных праздников, годовщин и юбилеев, воздвижение памятников знаменитым людям, организацию траурных собраний, изобретение всяких новшеств в траурных церемониях (например, поминальные песни по умершему – жоқтау), возведение строений на могилах и т.п.».
Практика последователей такфиризма, который, к сожалению, получила определенное распространение и в Казахстане, тесно связана с отрицанием светского закона и светского государства. Таким образом, радикалы подрывают этнокультурную и конфессиональную идентичность общества, в конечном счете объявляя себя единственными истинными носителями ислама. По сути, они проявляют духовный нигилизм, отрицая богатейший исторический опыт казахского народа, формировавшего свою культуру, традиции и обычаи в лоне мусульманства. Для них наше прошлое — всего лишь путь заблуждений и неверия, а приход ислама на просторы Казахстана они считают исключительно собственной заслугой.
Безусловно, в своих убеждениях последователи радикализма нарушают и дух, и букву мусульманского учения. Огульное вынесение такфира выходит далеко за рамки умеренности и взаимопонимания, свойственных исламу. Радикалы считают кафиром каждого, кто не читает намаз. Как известно, требование соблюдать пятикратный намаз является одним из важнейших для мусульман. Однако для того, чтобы объявить кого-то «неверным», нужны гораздо более серьезные проступки, такие как отрицание существования Аллаха, признание других божеств, отрицание или оскорбление пророка или Корана. Более того, сама процедура вынесения такфира требует соблюдения целого ряда условий и является прерогативой улемов — видных авторитетов в области мусульманского права. Любой человек, не имеющий соответствующего образования и жизненного опыта, не может принимать такое серьезное решение.
Молодой человек, попавшийся на крючок радикализма, очень скоро приходит к отрицанию духовного наследия своего народа, отказу от патриотизма и гуманистических ценностей. Называя своих родителей кафирами, потому что они не совершают намаз, такой человек во имя ложного понимания веры фактически отказывается от семьи. Вслед за этим он может, даже не осознавая этого, стать частью разветвленной террористической сети, ведущей вооруженную борьбу в разных уголках света. К сожалению, факты свидетельствуют о непрекращающейся вербовке казахстанской молодежи в ряды боевиков. Выезд в Сирию для участия в военных действиях наших соотечественников можно считать одним из последствий пропаганды такфиризма.
Следует понимать, что такфиризм является движением, прежде всего, политическим, искажающим истинное учение ислама ради достижения корыстных целей, подрыва государственного строя и дестабилизации общества. Не секрет, что радикальные организации являются испытанным инструментом геополитической борьбы, не случайно многие каналы финансирования ведут за рубеж. О том, как в считанные месяцы с помощью идей такфиризма и джихадизма можно превратить стабильное государство в арену гражданской войны, свидетельствуют печальные примеры Ливии, Сирии, Египта.
Включение организации «ат-Такфир уаль-Хиджра» в список запрещенных на территории Казахстана стало важным шагом по защите стабильности, мира и созидания. Тот, кто зовет к смуте, кто хочет превратить нашу страну в арену вражды и ненависти, кто ради денег и власти готов пролить кровь мирных граждан, сам ставит себя вне закона и вне общества.
Есбосын СМАГУЛОВ, заместитель директора КГУ «Центр исследования проблем религий» Астаны, кандидат философских наук, религиовед