"Семей таңы" газеті
  • Жаңалықтар
    • Саясат
    • Мәдениет
    • Қоғам
    • Қылмыс
    • Спорт
    • Экономика
    • Жаһан
    • Көзқарас
  • Мультимедиа
    • Видео
    • Фото
  • Төртінші билік
Нәтиже табылмады
Барлық нәтижені қарау
PDF нұсқа
  • Жаңалықтар
    • Саясат
    • Мәдениет
    • Қоғам
    • Қылмыс
    • Спорт
    • Экономика
    • Жаһан
    • Көзқарас
  • Мультимедиа
    • Видео
    • Фото
  • Төртінші билік
Нәтиже табылмады
Барлық нәтижені қарау
"Семей таңы" газеті
PDF
Нәтиже табылмады
Барлық нәтижені қарау

Противодействие теневой экономике

08.01.2014
2
Қаралды
Facebook-ке бөлісуWhatsapp-қа бөлісуTelegram-ға бөлісу

На сегодняшний день теневая экономика стала проблемой охватывающей все сферы жизнедеятельности общества. Казахстанская экономика не стала исключением, в ней есть место как для легитимной экономики, так и для теневой.

По данным Агентства РК по статистике, доля ненаблюдаемой экономики в объеме ВВП страны за последние пять лет менялась в диапазоне от 19% до 20,2%. По предварительным данным, по итогам 2012 года доля ненаблюдаемой экономики в объеме ВВП составила 19,2%, в том числе на теневую экономику приходится 8,8 %, а на неформальную -10,4 %.

Наибольшую долю в ненаблюдаемой экономике занимают такие виды деятельности, как оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов — 4,4 %; сельское, лесное и рыбное хозяйство — 3,0%; транспорт и складирование — 2,7 %; операции с недвижимым имуществом» — 2,3 % к ВВП. Эти данные показывают, что, несмотря на некоторое уменьшение, масштабы ненаблюдаемой экономики значительны.

 

Сегодня применяемая Агентством РК по статистике методика оценки ненаблюдаемой экономики на макро- и микро уровнях в целом соответствуют общим правилам, выработанным международными организациями, а полученные результаты учитываются при построении ВВП и увязаны с другими показателями СНС.

 

Но, вместе с тем, необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование статистической оценки, поскольку с момента принятия методики, в декабре 2001 года, появились новые виды экономической деятельности.

По итогам анализа состояния теневой экономики и с целью создания условий для сокращения уровня теневой экономики и искоренения причин, побуждающих субъектов экономики уходить в тень, в декабре текущего года принят Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013 – 2015 годы, который охватывает широкий спектр вопросов теневой экономики.

Всего в Плане предусмотрено к реализации 122 мероприятия по девяти основным направлениям: совершенствование оценки теневой экономики; государственные финансы; внешнеэкономическая деятельность; совершенствование законодательства; безналичный расчет; фискальная система; условия ведения бизнеса; социальная политика; человеческие ресурсы.

С целью совершенствования оценки теневой экономики в январе 2013 года создана специальная рабочая группа, которая рассмотрела виды незаконной деятельности: производство и распространение незаконных товаров (производство и распространение наркотиков); производство незаконных услуг (проституция); производство законных товаров и услуг производителями, не имеющими на это специального разрешения (производство алкогольной продукции); производство и продажа поддельных товаров и неавторизованных копий творческих оригиналов; браконьерство (незаконная вырубка древесины, незаконная охота, незаконный отлов рыбы); контрабанда. Ранее расчеты по незаконной деятельности не производились. Для внедрения в статистическую практику систематических оценок объемов незаконной деятельности для дальнейшего отражения в показателях СНС в настоящее время Агентством проводятся экспериментальные расчеты незаконной деятельности. В июле 2014 года будет утверждена усовершенствованная «Методика оценки ненаблюдаемой экономики».

В План включен ряд мероприятий, которые должны снизить проявление теневой экономики в государственных финансах. В частности, реализуются мероприятия по внедрению системы управления рисками при планировании и выделении бюджетных расходов; созданию эффективного механизма привлечения к ответственности участников формирования бюджета и разграничения ответственности на всех этапах планирования и реализации; совершенствованию системы служб внутреннего аудита в квазигосударственном секторе, совершенствованию механизма закупок квазигосударственного сектора в целях повышения их прозрачности; разработке методики оценки эффективности работы государственных органов с учетом их рейтинга по количеству жалоб в сфере государственных закупок; обеспечению прозрачности закупок иностранных и совместных компаний, а также повышению участия в их закупках отечественных предприятий, в том числе осуществляющих операции в сфере недропользования.

По направлению «внешнеэкономическая деятельность» проведен анализ деятельности таможенной службы с целью разработки предложений по дальнейшему укреплению таможенных постов, обеспечена реализация мер, которые направлены на усиление информационного взаимодействия налоговых органов с контролирующими органами о подозрительных финансовых операциях.

В рамках Плана рассматриваются меры по совершенствованию действующего законодательства, в том числе урегулированию теневых операций в сети Интернет, повышению эффективности механизма предупредительных мер по выявлению и пресечению признаков преднамеренного и ложного банкротства, сокращению незаконного оборота драгоценных металлов, нефти и нефтепродуктов.

С целью снижения объемов безналичного расчета предусматривается реализация мероприятий, которые направлены на усиление контроля и ответственности банков второго уровня за незаконное обналичивание денег, поэтапное внедрение POS-терминалов во все торговые точки (в том числе рынки, базары), предоставление возможности и дальнейшему развитию обязательного приема оплаты в безналичной форме посредством терминалов безналичных расчетов, в том числе при получении услуг в государственных учреждениях.

Реализуемые меры в фискальной системе направлены на четкое соблюдение законодательства в сфере трансфертного ценообразования; совершенствование критериев оценки рисков, в том числе при постановке на учет по НДС, при реорганизации юридических лиц; на установление ответственности администрации рынков и других торговых объектов за качество и законность реализуемых товаров.

По направлению «условия ведения бизнеса» реализуются меры по совершенствованию нормативной базы в области технического регулирования, в том числе с целью исключения дублирования регулирования, обеспечения безопасности и информированности, совершенствованию контроля над товарными биржами и регламентации их деятельности через установление четких критериев с учетом международного опыта.

По направлению «коррупция и правовая культура» реализуются мероприятия по разработке законопроекта для публичной декларации доходов государственных служащих, усиления взаимодействия государственных органов с НПО по вопросам противодействия теневой экономике.

Принимаемые меры по направлению «социальная политика и человеческие ресурсы» ориентированы на совершенствование механизма порядка привлечения и учета иностранной рабочей силы из стран безвизового режима.

В 2013 году значительная часть мероприятий (более 87 %) завершится. С учетом уже проделанной работы до конца текущего года в План на 2014 — 2015 годы по всем его направлениям будут внедрены новые меры, в том числе законодательного характера. При этом основной акцент будет сделан на сферах, в которых доля теневого сектора значительна: это открытые рынки, аграрный сектор, транспорт и складирование. Учитывая, что по отдельным направлениям принятые в Плане меры не принесли должного положительного эффекта, в последующие периоды часть работы будет продолжена. В частности, продолжится реализация мер по совершенствованию системы управления рисками при планировании и выделении бюджетных расходов на основе четких критериев; устранению некачественного выполнения строительных работ, их удорожания и неэффективного использования бюджетных средств; совершенствованию стандарта государственного контроля на всех стадиях расходования бюджетных средств; обеспечению прозрачности процедур по недропользованию, в государственных закупках, в том числе в квазигосударственном секторе; усилению контроля и ответственности банков второго уровня при незаконном обналичивании денежных средств и ряд других мероприятий.

К тому же поставлены задачи по ужесточению наказания за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

На сегодняшний день уголовная ответственность существует за незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, уклонение от уплаты налогов и т.д.

Прокуратура города призывает семейчан воздерживаться от участия в совершении сделок, преследующих противоправные цели, а также предупреждает о неотвратимости наказания.

А. КАНДЕРЖАНОВ, помощник  прокурора г. Семей,  юрист 2 класса

Использованы материалы с веб-сайта «www.bnews.kz»

Ұқсас жаңалықтар

Абай облысында 54 мыңға жуық кәсіпкер заңды түрде жұмыс істейді

11.12.2025
Абай облысында 54 мыңға жуық кәсіпкер заңды түрде жұмыс істейді

Мемлекетке тіркелмей кәсіпкерлікпен айналысу бюджетке түсетін салықтардың азаюына, көлеңкелі экономиканың ұлғаюына және адал жұмыс істейтін кәсіпкерлердің құқықтарына нұқсан келтіруге алып...

Толығырақ...Details

Қазақстан халқы Ассамблеясының «Инклюзивті Ассамблея» жобасы аясында Абай облысында кеңейтілген кездесу өтті

11.12.2025
Қазақстан халқы Ассамблеясының «Инклюзивті Ассамблея» жобасы аясында Абай облысында кеңейтілген кездесу өтті

Семей қаласында Қазақстан халқы Ассамблеясының әлеуметтік бағыттағы «Инклюзивті Ассамблея» жобасы аясында «ҚХА қызметінде әлеуметтік бағдар беретін инклюзивті ортаны қалыптастыру» тақырыбында...

Толығырақ...Details

Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаев пен Иран Президенті Масуд Пезешкиан келіссөз жүргізді

11.12.2025
Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаев пен Иран Президенті Масуд Пезешкиан келіссөз жүргізді

Мемлекеттер басшылары бір біріне ресми делегация мүшелерін таныстырды. Құрмет қарауылының бастығы рапорт берген соң, екі елдің әнұрандары орындалды. Одан кейін...

Толығырақ...Details

Абай облысында жұмыспен қамту картасы мен мерекелік дайындық талқыланды

11.12.2025
Абай облысында жұмыспен қамту картасы мен мерекелік дайындық талқыланды

Semeytany.kz – Бүгін облыс әкімі Берік Уәлидің төрағалығымен кеңейтілген аппараттық кеңес өтті. Жиында 2025 жылға арналған өңірлік жұмыспен қамту картасының...

Толығырақ...Details

Абай облысына сый: өңірлер Семейге қандай нысандар салып береді?

11.12.2025
Абай облысына сый: өңірлер Семейге қандай нысандар салып береді?

Semeytany.kz – Премьер-министрдің орынбасары Қанат Бозымбаев Абай облысына жұмыс сапары барысында «Абайға құрмет» республикалық акциясын іске асыру мәселелері бойынша кеңес...

Толығырақ...Details

Темірлан Анарбеков Чемпиондар Лигасының үздіктер қатарында

10.12.2025
Темірлан Анарбеков Чемпиондар Лигасының үздіктер қатарында

Еуропалық футбол қауымдастықтары одағы «Қайрат» – «Олимпиакос» матчындағы ойыны үшін Анарбековті марапаттады, деп хабарлайды Zakon.kz. Осылайша, 22 жастағы Темірлан Анарбеков...

Толығырақ...Details

Жаңалықтар

Абай облысында 54 мыңға жуық кәсіпкер заңды түрде жұмыс істейді

43 минуты бұрын

Қазақстан халқы Ассамблеясының «Инклюзивті Ассамблея» жобасы аясында Абай облысында кеңейтілген кездесу өтті

45 минут бұрын

Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаев пен Иран Президенті Масуд Пезешкиан келіссөз жүргізді

2 часа бұрын

Абай облысында жұмыспен қамту картасы мен мерекелік дайындық талқыланды

3 часа бұрын

Абай облысына сый: өңірлер Семейге қандай нысандар салып береді?

3 часа бұрын

Абай облысында алдағы күндері аяз бәсеңдеп, боранды күндер күтіледі

23 часа бұрын

Темірлан Анарбеков Чемпиондар Лигасының үздіктер қатарында

24 часа бұрын

Абай ауданында ауылдарды орталықтандырылған ауызсумен қамту жобасы іске асып жатыр

24 часа бұрын

Тәуелсіздік күні қазақстандықтар қанша күн демалады: күнтізбе

2 дня бұрын

Айбек Смадияров Сыртқы істер министрлігінің ресми өкілі қызметінен кетті

2 дня бұрын
Тағы оқу...

Директор:
Риза Асанқызы Молдашева

Веб-менеджер:
Ерлан Айқынұлы


«Семей таңы» газеті 1969 жылы «Құрмет белгісі» орденімен, 2009 жылы ҚР Президентінің БАҚ саласындағы
грантымен марапатталған.

Редакция мекенжайы:

F18A5H3, Семей қаласы,
Қайым Мұхамедханов көшесі,12.

Байланыс:

Директордың қабылдау бөлмесі — 523657;
бас редактор — 520984;
Жарнама және баспасөзге жазылу бөлімі — 560803;
факс — 520475.

 

e-mail:
info@semeytany.kz


Қазақстан Республикасы Ақпарат және коммуникациялар министрлігі берген қайта тіркеу куәлігі
№7220-Г, 30.07.2018.ж.


Яндекс.Метрика

© «ABAI AIMAQ MEDIA» ЖШС

Нәтиже табылмады
Барлық нәтижені қарау
  • Жаңалықтар
    • Саясат
    • Мәдениет
    • Қоғам
    • Қылмыс
    • Спорт
    • Экономика
    • Жаһан
    • Көзқарас
  • Мультимедиа
    • Видео
    • Фото
  • Төртінші билік

© «Семей таңы газеттері – Вести Семей» ЖШС