"Семей таңы" газеті
  • Жаңалықтар
    • Саясат
    • Мәдениет
    • Қоғам
    • Қылмыс
    • Спорт
    • Экономика
    • Жаһан
    • Көзқарас
  • Мультимедиа
    • Видео
    • Фото
  • Төртінші билік
Нәтиже табылмады
Барлық нәтижені қарау
PDF нұсқа
  • Жаңалықтар
    • Саясат
    • Мәдениет
    • Қоғам
    • Қылмыс
    • Спорт
    • Экономика
    • Жаһан
    • Көзқарас
  • Мультимедиа
    • Видео
    • Фото
  • Төртінші билік
Нәтиже табылмады
Барлық нәтижені қарау
"Семей таңы" газеті
PDF
Нәтиже табылмады
Барлық нәтижені қарау

Противодействие теневой экономике

08.01.2014
2
Қаралды
Facebook-ке бөлісуWhatsapp-қа бөлісуTelegram-ға бөлісу

На сегодняшний день теневая экономика стала проблемой охватывающей все сферы жизнедеятельности общества. Казахстанская экономика не стала исключением, в ней есть место как для легитимной экономики, так и для теневой.

По данным Агентства РК по статистике, доля ненаблюдаемой экономики в объеме ВВП страны за последние пять лет менялась в диапазоне от 19% до 20,2%. По предварительным данным, по итогам 2012 года доля ненаблюдаемой экономики в объеме ВВП составила 19,2%, в том числе на теневую экономику приходится 8,8 %, а на неформальную -10,4 %.

Наибольшую долю в ненаблюдаемой экономике занимают такие виды деятельности, как оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов — 4,4 %; сельское, лесное и рыбное хозяйство — 3,0%; транспорт и складирование — 2,7 %; операции с недвижимым имуществом» — 2,3 % к ВВП. Эти данные показывают, что, несмотря на некоторое уменьшение, масштабы ненаблюдаемой экономики значительны.

 

Сегодня применяемая Агентством РК по статистике методика оценки ненаблюдаемой экономики на макро- и микро уровнях в целом соответствуют общим правилам, выработанным международными организациями, а полученные результаты учитываются при построении ВВП и увязаны с другими показателями СНС.

 

Но, вместе с тем, необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование статистической оценки, поскольку с момента принятия методики, в декабре 2001 года, появились новые виды экономической деятельности.

По итогам анализа состояния теневой экономики и с целью создания условий для сокращения уровня теневой экономики и искоренения причин, побуждающих субъектов экономики уходить в тень, в декабре текущего года принят Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013 – 2015 годы, который охватывает широкий спектр вопросов теневой экономики.

Всего в Плане предусмотрено к реализации 122 мероприятия по девяти основным направлениям: совершенствование оценки теневой экономики; государственные финансы; внешнеэкономическая деятельность; совершенствование законодательства; безналичный расчет; фискальная система; условия ведения бизнеса; социальная политика; человеческие ресурсы.

С целью совершенствования оценки теневой экономики в январе 2013 года создана специальная рабочая группа, которая рассмотрела виды незаконной деятельности: производство и распространение незаконных товаров (производство и распространение наркотиков); производство незаконных услуг (проституция); производство законных товаров и услуг производителями, не имеющими на это специального разрешения (производство алкогольной продукции); производство и продажа поддельных товаров и неавторизованных копий творческих оригиналов; браконьерство (незаконная вырубка древесины, незаконная охота, незаконный отлов рыбы); контрабанда. Ранее расчеты по незаконной деятельности не производились. Для внедрения в статистическую практику систематических оценок объемов незаконной деятельности для дальнейшего отражения в показателях СНС в настоящее время Агентством проводятся экспериментальные расчеты незаконной деятельности. В июле 2014 года будет утверждена усовершенствованная «Методика оценки ненаблюдаемой экономики».

В План включен ряд мероприятий, которые должны снизить проявление теневой экономики в государственных финансах. В частности, реализуются мероприятия по внедрению системы управления рисками при планировании и выделении бюджетных расходов; созданию эффективного механизма привлечения к ответственности участников формирования бюджета и разграничения ответственности на всех этапах планирования и реализации; совершенствованию системы служб внутреннего аудита в квазигосударственном секторе, совершенствованию механизма закупок квазигосударственного сектора в целях повышения их прозрачности; разработке методики оценки эффективности работы государственных органов с учетом их рейтинга по количеству жалоб в сфере государственных закупок; обеспечению прозрачности закупок иностранных и совместных компаний, а также повышению участия в их закупках отечественных предприятий, в том числе осуществляющих операции в сфере недропользования.

По направлению «внешнеэкономическая деятельность» проведен анализ деятельности таможенной службы с целью разработки предложений по дальнейшему укреплению таможенных постов, обеспечена реализация мер, которые направлены на усиление информационного взаимодействия налоговых органов с контролирующими органами о подозрительных финансовых операциях.

В рамках Плана рассматриваются меры по совершенствованию действующего законодательства, в том числе урегулированию теневых операций в сети Интернет, повышению эффективности механизма предупредительных мер по выявлению и пресечению признаков преднамеренного и ложного банкротства, сокращению незаконного оборота драгоценных металлов, нефти и нефтепродуктов.

С целью снижения объемов безналичного расчета предусматривается реализация мероприятий, которые направлены на усиление контроля и ответственности банков второго уровня за незаконное обналичивание денег, поэтапное внедрение POS-терминалов во все торговые точки (в том числе рынки, базары), предоставление возможности и дальнейшему развитию обязательного приема оплаты в безналичной форме посредством терминалов безналичных расчетов, в том числе при получении услуг в государственных учреждениях.

Реализуемые меры в фискальной системе направлены на четкое соблюдение законодательства в сфере трансфертного ценообразования; совершенствование критериев оценки рисков, в том числе при постановке на учет по НДС, при реорганизации юридических лиц; на установление ответственности администрации рынков и других торговых объектов за качество и законность реализуемых товаров.

По направлению «условия ведения бизнеса» реализуются меры по совершенствованию нормативной базы в области технического регулирования, в том числе с целью исключения дублирования регулирования, обеспечения безопасности и информированности, совершенствованию контроля над товарными биржами и регламентации их деятельности через установление четких критериев с учетом международного опыта.

По направлению «коррупция и правовая культура» реализуются мероприятия по разработке законопроекта для публичной декларации доходов государственных служащих, усиления взаимодействия государственных органов с НПО по вопросам противодействия теневой экономике.

Принимаемые меры по направлению «социальная политика и человеческие ресурсы» ориентированы на совершенствование механизма порядка привлечения и учета иностранной рабочей силы из стран безвизового режима.

В 2013 году значительная часть мероприятий (более 87 %) завершится. С учетом уже проделанной работы до конца текущего года в План на 2014 — 2015 годы по всем его направлениям будут внедрены новые меры, в том числе законодательного характера. При этом основной акцент будет сделан на сферах, в которых доля теневого сектора значительна: это открытые рынки, аграрный сектор, транспорт и складирование. Учитывая, что по отдельным направлениям принятые в Плане меры не принесли должного положительного эффекта, в последующие периоды часть работы будет продолжена. В частности, продолжится реализация мер по совершенствованию системы управления рисками при планировании и выделении бюджетных расходов на основе четких критериев; устранению некачественного выполнения строительных работ, их удорожания и неэффективного использования бюджетных средств; совершенствованию стандарта государственного контроля на всех стадиях расходования бюджетных средств; обеспечению прозрачности процедур по недропользованию, в государственных закупках, в том числе в квазигосударственном секторе; усилению контроля и ответственности банков второго уровня при незаконном обналичивании денежных средств и ряд других мероприятий.

К тому же поставлены задачи по ужесточению наказания за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

На сегодняшний день уголовная ответственность существует за незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, уклонение от уплаты налогов и т.д.

Прокуратура города призывает семейчан воздерживаться от участия в совершении сделок, преследующих противоправные цели, а также предупреждает о неотвратимости наказания.

А. КАНДЕРЖАНОВ, помощник  прокурора г. Семей,  юрист 2 класса

Использованы материалы с веб-сайта «www.bnews.kz»

Ұқсас жаңалықтар

«Заң және тәртіп»: гендерлік теңдік пен тұрмыстық зорлық-зомбылықтың алдын алу жөніндегі ашық кездесу

16.11.2025
«Заң және тәртіп»: гендерлік теңдік пен тұрмыстық зорлық-зомбылықтың алдын алу жөніндегі ашық кездесу

Жоғары гуманитарлық-заң және техникалық колледжде «Заң және тәртіп» тұжырымдамасы аясында ақпараттық-түсіндіру кездесуі өтті. Шараның негізгі мақсаты – студенттердің құқықтық сауаттылығын...

Толығырақ...Details

Қазақстан мен Өзбекстан президенттері бірлескен жобаларды іске қосу рәсіміне қатысты

15.11.2025
Қазақстан мен Өзбекстан президенттері бірлескен жобаларды іске қосу рәсіміне қатысты

Қасым-Жомарт Тоқаев пен Шавкат Мирзиёев видео байланыс арқылы Қазақстан мен Өзбекстанның бірлескен жобаларын іске қосу рәсіміне қатысты. Тараптар өнеркәсіп, құрылыс,...

Толығырақ...Details

Өзбекстан Президенті екіжақты ынтымақтастықты кеңейтуде Жоғары мемлекетаралық кеңес маңызды рөл атқаратынын жеткізді

15.11.2025
Өзбекстан Президенті екіжақты ынтымақтастықты кеңейтуде Жоғары мемлекетаралық кеңес маңызды рөл атқаратынын жеткізді

Өзбекстан Президенті екіжақты ынтымақтастықты кеңейтуде Жоғары мемлекетаралық кеңес маңызды рөл атқаратынын жеткізді – Біздің қарым-қатынастарымыз стратегиялық серіктестік пен одақтастықтың жоғары...

Толығырақ...Details

Мемлекет басшысы жасанды интеллектіні дамыту мәселесіне айрықша назар аударды

15.11.2025
Қазақстан мен Өзбекстан президенттері Жоғары мемлекетаралық кеңестің екінші отырысына қатысты

– Қазақстанда мемлекеттік басқарудың тиімділігін және азаматтардың тұрмыс сапасын жақсарту мақсатында мемлекеттік қызметтерді цифрландыруға және IT технологияларды дамытуға баса мән...

Толығырақ...Details

Президенттің пікірінше, сирек кездесетін металдарды өндіру және өңдеу саласындағы серіктестік перспективті бағыттың бірі саналады

15.11.2025
Президенттің пікірінше, сирек кездесетін металдарды өндіру және өңдеу саласындағы серіктестік перспективті бағыттың бірі саналады

Қасым-Жомарт Тоқаев жаңадан құрылатын Жұмыс тобынан барлық аспектіні мұқият зерделеп, өзара тиімді ынтымақтастықты жолға қоюға қатысты ұсыныс беруді сұрады. Сонымен...

Толығырақ...Details

Мемлекет басшысы Өзбекстан Президентімен келіссөз барысында саяси және экономикалық байланыстарды жандандыра түсетін жаңа бағыттар айқындалғанын жеткізді

15.11.2025
Мемлекет басшысы Өзбекстан Президентімен келіссөз барысында саяси және экономикалық байланыстарды жандандыра түсетін жаңа бағыттар айқындалғанын жеткізді

– Өзара ынтымақтастық әлеуетін толық пайдалануды құптаймыз. Сондықтан осы бағытта табанды еңбек етуге дайын екенімізді айттық. Ең әуелі, сауда-экономика саласына...

Толығырақ...Details

Жаңалықтар

«Заң және тәртіп»: гендерлік теңдік пен тұрмыстық зорлық-зомбылықтың алдын алу жөніндегі ашық кездесу

22 часа бұрын

Қазақстан мен Өзбекстан президенттері бірлескен жобаларды іске қосу рәсіміне қатысты

2 дня бұрын

Өзбекстан Президенті екіжақты ынтымақтастықты кеңейтуде Жоғары мемлекетаралық кеңес маңызды рөл атқаратынын жеткізді

2 дня бұрын

Мемлекет басшысы жасанды интеллектіні дамыту мәселесіне айрықша назар аударды

2 дня бұрын

Президенттің пікірінше, сирек кездесетін металдарды өндіру және өңдеу саласындағы серіктестік перспективті бағыттың бірі саналады

2 дня бұрын

Мемлекет басшысы Өзбекстан Президентімен келіссөз барысында саяси және экономикалық байланыстарды жандандыра түсетін жаңа бағыттар айқындалғанын жеткізді

2 дня бұрын

Қазақстан мен Өзбекстан президенттері Жоғары мемлекетаралық кеңестің екінші отырысына қатысты

2 дня бұрын

Мемлекет басшысы Өзбекстан Президенті Шавкат Мирзиёевпен келіссөз жүргізді

2 дня бұрын

Алпыс жыл эфирде: «SEMEI» телеарнасы мерейтойын атап өтті

2 дня бұрын

«Бағалы заттарын алып кеткен»: Болат Назарбаевтың туыстарының үйіне ұры түскен хабарланды

3 дня бұрын
Тағы оқу...

Директор:
Риза Асанқызы Молдашева

Веб-менеджер:
Ерлан Айқынұлы


«Семей таңы» газеті 1969 жылы «Құрмет белгісі» орденімен, 2009 жылы ҚР Президентінің БАҚ саласындағы
грантымен марапатталған.

Редакция мекенжайы:

F18A5H3, Семей қаласы,
Қайым Мұхамедханов көшесі,12.

Байланыс:

Директордың қабылдау бөлмесі — 523657;
бас редактор — 520984;
Жарнама және баспасөзге жазылу бөлімі — 560803;
факс — 520475.

 

e-mail:
info@semeytany.kz


Қазақстан Республикасы Ақпарат және коммуникациялар министрлігі берген қайта тіркеу куәлігі
№7220-Г, 30.07.2018.ж.


Яндекс.Метрика

© «ABAI AIMAQ MEDIA» ЖШС

Нәтиже табылмады
Барлық нәтижені қарау
  • Жаңалықтар
    • Саясат
    • Мәдениет
    • Қоғам
    • Қылмыс
    • Спорт
    • Экономика
    • Жаһан
    • Көзқарас
  • Мультимедиа
    • Видео
    • Фото
  • Төртінші билік

© «Семей таңы газеттері – Вести Семей» ЖШС