"Семей таңы" газеті
  • Жаңалықтар
    • Саясат
    • Мәдениет
    • Қоғам
    • Қылмыс
    • Спорт
    • Экономика
    • Жаһан
    • Көзқарас
  • Мультимедиа
    • Видео
    • Фото
  • Төртінші билік
Нәтиже табылмады
Барлық нәтижені қарау
PDF нұсқа
  • Жаңалықтар
    • Саясат
    • Мәдениет
    • Қоғам
    • Қылмыс
    • Спорт
    • Экономика
    • Жаһан
    • Көзқарас
  • Мультимедиа
    • Видео
    • Фото
  • Төртінші билік
Нәтиже табылмады
Барлық нәтижені қарау
"Семей таңы" газеті
PDF
Нәтиже табылмады
Барлық нәтижені қарау

Противодействие теневой экономике

08.01.2014
2
Қаралды
Facebook-ке бөлісуWhatsapp-қа бөлісуTelegram-ға бөлісу

На сегодняшний день теневая экономика стала проблемой охватывающей все сферы жизнедеятельности общества. Казахстанская экономика не стала исключением, в ней есть место как для легитимной экономики, так и для теневой.

По данным Агентства РК по статистике, доля ненаблюдаемой экономики в объеме ВВП страны за последние пять лет менялась в диапазоне от 19% до 20,2%. По предварительным данным, по итогам 2012 года доля ненаблюдаемой экономики в объеме ВВП составила 19,2%, в том числе на теневую экономику приходится 8,8 %, а на неформальную -10,4 %.

Наибольшую долю в ненаблюдаемой экономике занимают такие виды деятельности, как оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов — 4,4 %; сельское, лесное и рыбное хозяйство — 3,0%; транспорт и складирование — 2,7 %; операции с недвижимым имуществом» — 2,3 % к ВВП. Эти данные показывают, что, несмотря на некоторое уменьшение, масштабы ненаблюдаемой экономики значительны.

 

Сегодня применяемая Агентством РК по статистике методика оценки ненаблюдаемой экономики на макро- и микро уровнях в целом соответствуют общим правилам, выработанным международными организациями, а полученные результаты учитываются при построении ВВП и увязаны с другими показателями СНС.

 

Но, вместе с тем, необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование статистической оценки, поскольку с момента принятия методики, в декабре 2001 года, появились новые виды экономической деятельности.

По итогам анализа состояния теневой экономики и с целью создания условий для сокращения уровня теневой экономики и искоренения причин, побуждающих субъектов экономики уходить в тень, в декабре текущего года принят Комплексный план противодействия теневой экономике в Республике Казахстан на 2013 – 2015 годы, который охватывает широкий спектр вопросов теневой экономики.

Всего в Плане предусмотрено к реализации 122 мероприятия по девяти основным направлениям: совершенствование оценки теневой экономики; государственные финансы; внешнеэкономическая деятельность; совершенствование законодательства; безналичный расчет; фискальная система; условия ведения бизнеса; социальная политика; человеческие ресурсы.

С целью совершенствования оценки теневой экономики в январе 2013 года создана специальная рабочая группа, которая рассмотрела виды незаконной деятельности: производство и распространение незаконных товаров (производство и распространение наркотиков); производство незаконных услуг (проституция); производство законных товаров и услуг производителями, не имеющими на это специального разрешения (производство алкогольной продукции); производство и продажа поддельных товаров и неавторизованных копий творческих оригиналов; браконьерство (незаконная вырубка древесины, незаконная охота, незаконный отлов рыбы); контрабанда. Ранее расчеты по незаконной деятельности не производились. Для внедрения в статистическую практику систематических оценок объемов незаконной деятельности для дальнейшего отражения в показателях СНС в настоящее время Агентством проводятся экспериментальные расчеты незаконной деятельности. В июле 2014 года будет утверждена усовершенствованная «Методика оценки ненаблюдаемой экономики».

В План включен ряд мероприятий, которые должны снизить проявление теневой экономики в государственных финансах. В частности, реализуются мероприятия по внедрению системы управления рисками при планировании и выделении бюджетных расходов; созданию эффективного механизма привлечения к ответственности участников формирования бюджета и разграничения ответственности на всех этапах планирования и реализации; совершенствованию системы служб внутреннего аудита в квазигосударственном секторе, совершенствованию механизма закупок квазигосударственного сектора в целях повышения их прозрачности; разработке методики оценки эффективности работы государственных органов с учетом их рейтинга по количеству жалоб в сфере государственных закупок; обеспечению прозрачности закупок иностранных и совместных компаний, а также повышению участия в их закупках отечественных предприятий, в том числе осуществляющих операции в сфере недропользования.

По направлению «внешнеэкономическая деятельность» проведен анализ деятельности таможенной службы с целью разработки предложений по дальнейшему укреплению таможенных постов, обеспечена реализация мер, которые направлены на усиление информационного взаимодействия налоговых органов с контролирующими органами о подозрительных финансовых операциях.

В рамках Плана рассматриваются меры по совершенствованию действующего законодательства, в том числе урегулированию теневых операций в сети Интернет, повышению эффективности механизма предупредительных мер по выявлению и пресечению признаков преднамеренного и ложного банкротства, сокращению незаконного оборота драгоценных металлов, нефти и нефтепродуктов.

С целью снижения объемов безналичного расчета предусматривается реализация мероприятий, которые направлены на усиление контроля и ответственности банков второго уровня за незаконное обналичивание денег, поэтапное внедрение POS-терминалов во все торговые точки (в том числе рынки, базары), предоставление возможности и дальнейшему развитию обязательного приема оплаты в безналичной форме посредством терминалов безналичных расчетов, в том числе при получении услуг в государственных учреждениях.

Реализуемые меры в фискальной системе направлены на четкое соблюдение законодательства в сфере трансфертного ценообразования; совершенствование критериев оценки рисков, в том числе при постановке на учет по НДС, при реорганизации юридических лиц; на установление ответственности администрации рынков и других торговых объектов за качество и законность реализуемых товаров.

По направлению «условия ведения бизнеса» реализуются меры по совершенствованию нормативной базы в области технического регулирования, в том числе с целью исключения дублирования регулирования, обеспечения безопасности и информированности, совершенствованию контроля над товарными биржами и регламентации их деятельности через установление четких критериев с учетом международного опыта.

По направлению «коррупция и правовая культура» реализуются мероприятия по разработке законопроекта для публичной декларации доходов государственных служащих, усиления взаимодействия государственных органов с НПО по вопросам противодействия теневой экономике.

Принимаемые меры по направлению «социальная политика и человеческие ресурсы» ориентированы на совершенствование механизма порядка привлечения и учета иностранной рабочей силы из стран безвизового режима.

В 2013 году значительная часть мероприятий (более 87 %) завершится. С учетом уже проделанной работы до конца текущего года в План на 2014 — 2015 годы по всем его направлениям будут внедрены новые меры, в том числе законодательного характера. При этом основной акцент будет сделан на сферах, в которых доля теневого сектора значительна: это открытые рынки, аграрный сектор, транспорт и складирование. Учитывая, что по отдельным направлениям принятые в Плане меры не принесли должного положительного эффекта, в последующие периоды часть работы будет продолжена. В частности, продолжится реализация мер по совершенствованию системы управления рисками при планировании и выделении бюджетных расходов на основе четких критериев; устранению некачественного выполнения строительных работ, их удорожания и неэффективного использования бюджетных средств; совершенствованию стандарта государственного контроля на всех стадиях расходования бюджетных средств; обеспечению прозрачности процедур по недропользованию, в государственных закупках, в том числе в квазигосударственном секторе; усилению контроля и ответственности банков второго уровня при незаконном обналичивании денежных средств и ряд других мероприятий.

К тому же поставлены задачи по ужесточению наказания за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

На сегодняшний день уголовная ответственность существует за незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, уклонение от уплаты налогов и т.д.

Прокуратура города призывает семейчан воздерживаться от участия в совершении сделок, преследующих противоправные цели, а также предупреждает о неотвратимости наказания.

А. КАНДЕРЖАНОВ, помощник  прокурора г. Семей,  юрист 2 класса

Использованы материалы с веб-сайта «www.bnews.kz»

Ұқсас жаңалықтар

Семейде Абай мен Омбы облыстарының инвестициялық әлеуеті таныстырылды

03.07.2025
Семейде Абай мен Омбы облыстарының инвестициялық әлеуеті таныстырылды

Semeytany.kz – Абай облысына жұмыс сапарымен келген Омбы облысының ресми делегациясы Семейдегі Әлихан Бөкейхан университетінде екіжақты әріптестікті нығайтуға бағытталған кездесуге...

Толығырақ...Details

Бесқарағайда Шипалы көлінің жағасы тазартылды: экологиялық акция өтті

03.07.2025
Бесқарағайда Шипалы көлінің жағасы тазартылды: экологиялық акция өтті

Semeytany.kz – Бесқарағай ауданында табиғатты аялауға бағытталған маңызды экологиялық шара өтті. «Бесқарағайдың інжу-маржанын сақтайық» атты акция Шипалы көлінің жағасын тазарту...

Толығырақ...Details

«e-Otinish» ақпараттық жүйесі арқылы жиі қойылатын сұрақтар

03.07.2025
«e-Otinish» ақпараттық жүйесі арқылы жиі қойылатын сұрақтар

Әкімдердің қабылдауына қалай тіркелсе болады? Қазақстан Республикасының Әкімшілік рәсімдік-процестік кодексінің 90-бабының 1-ші тармағына сәйкес, мемлекеттік органдардың, жергілікті өзін-өзі басқару органдарының...

Толығырақ...Details

Ақсуатта жол қауіпсіздігін арттыру үшін жаңа бағдаршамдар орнатылды

02.07.2025
Ақсуатта жол қауіпсіздігін арттыру үшін жаңа бағдаршамдар орнатылды

Semeytany.kz – Ақсуат ауылында жол қозғалысы қауіпсіздігін күшейту мақсатында бірқатар нақты шаралар жүзеге асып жатыр. Соның бірі – елді мекен...

Толығырақ...Details

Семейде жол жөндеу жұмыстары қарқынды жүргізілуде

02.07.2025
Семейде жол жөндеу жұмыстары қарқынды жүргізілуде

Semeytany.kz – Семей қаласында биылғы жылы жол жөндеу жұмыстары бұрын-соңды болмаған қарқынмен жүріп жатыр. Қалалық жолаушылар көлігі және автомобиль жолдары...

Толығырақ...Details

Облыс әкімі: Бірінші кезекте апатты мектептердің мәселесін шешуіміз керек

01.07.2025
Облыс әкімі: Бірінші кезекте апатты мектептердің мәселесін шешуіміз керек

Semeytany.kz – Абай облысының әкімі Берік Уәлидің төрағалығымен өткен әкімдік отырысында білім беру саласындағы өзекті мәселелер кеңінен талқыланды. Жиынға облыстық...

Толығырақ...Details

Жаңалықтар

Семейде Абай мен Омбы облыстарының инвестициялық әлеуеті таныстырылды

3 дня бұрын

Абай облыстық мәслихатының кезектен тыс сессиясында қандай мәселелер көтерілді?

3 дня бұрын

Бесқарағайда Шипалы көлінің жағасы тазартылды: экологиялық акция өтті

3 дня бұрын

«e-Otinish» ақпараттық жүйесі арқылы жиі қойылатын сұрақтар

3 дня бұрын

Ақсуатта жол қауіпсіздігін арттыру үшін жаңа бағдаршамдар орнатылды

4 дня бұрын

Семейде жол жөндеу жұмыстары қарқынды жүргізілуде

4 дня бұрын

Облыс әкімі: Бірінші кезекте апатты мектептердің мәселесін шешуіміз керек

5 дней бұрын

Облыс әкімі жол жөндеу жұмыстарын кешіктірмеуді тапсырды

5 дней бұрын

Облыс әкімі тұрғындарды жеке мәселелері бойынша қабылдады

5 дней бұрын

Облыс әкімі Қытай Халық Республикасының Алматыдағы Бас консулымен кездесті

5 дней бұрын
Тағы оқу...

Директор:
Риза Асанқызы Молдашева

Веб-менеджер:
Ерлан Айқынұлы


«Семей таңы» газеті 1969 жылы «Құрмет белгісі» орденімен, 2009 жылы ҚР Президентінің БАҚ саласындағы
грантымен марапатталған.

Редакция мекенжайы:

F18A5H3, Семей қаласы,
Қайым Мұхамедханов көшесі,12.

Байланыс:

Директордың қабылдау бөлмесі — 523657;
бас редактор — 520984;
Жарнама және баспасөзге жазылу бөлімі — 560803;
факс — 520475.

 

e-mail:
info@semeytany.kz


Қазақстан Республикасы Ақпарат және коммуникациялар министрлігі берген қайта тіркеу куәлігі
№7220-Г, 30.07.2018.ж.


Яндекс.Метрика

© «ABAI AIMAQ MEDIA» ЖШС

Нәтиже табылмады
Барлық нәтижені қарау
  • Жаңалықтар
    • Саясат
    • Мәдениет
    • Қоғам
    • Қылмыс
    • Спорт
    • Экономика
    • Жаһан
    • Көзқарас
  • Мультимедиа
    • Видео
    • Фото
  • Төртінші билік

© «Семей таңы газеттері – Вести Семей» ЖШС