100-летие основания национальной автономии Алашорда и партии «Алаш» стало большим событием как для Семея, так и для всего Казахстана. Это событие в городе отмечалось рядом мероприятий, в том числе открытием памятника известному деятелю, одному из руководителей «Алаша» Алихану Букейханову. Почтить его память смогли жители и гости города, в числе которых депутаты Мажилиса Парламента РК во главе с Азатом Перуашевым, заместитель акима области Нурымбет Сактаганов, первый заместитель председателя областного филиала партии «Нұр Отан» Ануарбек Мухтарханов, аким г. Семей Ермак Салимов, а также потомки А. Букейханова.
{jcomments on}
Не зарастет народная тропа
Подготовка к 100-летию «Алаша» началась два года назад, когда аким области Даниал Ахметов дал поручение установить в Семее памятник Алихану Букейханову. В декабре 2016 года Министерством культуры и спорта было утверждено празднование 100-летия Алашорды, в рамках которого запланировано возведение этого памятника. Местная общественность и исполнительные органы согласовали место установки — улица Ленина у парка Победы. 22 сентября здесь же презентовали готовую работу.
— Согласно поручению главы государства Н.А. Назарбаева мы проводим мероприятия, посвященные 100-летию Алашорды. Одним из них является открытие памятника. Для этого проведены все необходимые процедуры, работала республиканская комиссия. Сегодня, считаю, восторжествовала справедливость – мы чествуем Алихана Букейханова, — отметил Нурымбет Сактаганов.
Памятник Алихану Букейханову нашел свое место в архитектурной композиции городского «Арбата». Здесь известный деятель изображен в полный рост, в руках асык как национальный символ удачи, рядом на банкетке — книги, символизирующие источник мудрости и знаний. Вместе с пьедесталом памятник составляет пять метров. Принимавший участие в церемонии открытия памятника, его автор Бахытбек Мухаметжанов рассказал о своей работе. Член Союза художников Казахстана в который раз доказал свое мастерство. Среди его работ монумент жертвам политический репрессий в Алматы, памятники Льву Гумилеву и Сагату Ашимбаеву в Астане.
— Работа над памятником заняла около года. До этого я читал воспоминания современников об Алихане, беседовал с исследователями, советовался. Через образ Букейханова я хотел показать особенные черты всего казахского народа. Не случайно в его руке оказался асык. Наш народ всегда занимался скотоводством, получая от этого пропитание. Нет ребенка, который не играл бы в асыки. Мы часто слышим от старших благословение «Асығың алшысынан түссін», смысл которого — пусть удача будет на твоей стороне. Поэтому асык в руке Алихана предвещает удачу для казахского народа. Книги показывают его образованность, высокий полет ума, интеллигентность, — рассказал профессор Казахского национального университета искусств.
Выступая перед публикой, аким Семея Ермак Салимов подчеркнул, что сегодня, следуя духовной модернизации, мы пересматриваем свою историю, благодаря чему появляются ясные цели и большие задачи на будущее. Их исполнение — под ответственностью молодого поколения Великой степи. Мажилисмен Азат Перуашев считает, что открытие памятника Алихану Букейханову — это долг чести перед алашординцами, которые первые заговорили о независимом государстве казахского народа.
— К сожалению, их стремления не достигли должного результата, чему есть исторические причины. Но несмотря на это, не пропал их труд, появилась национальная позиция. Они пошли на риск, были лишены жизни, но их дело продолжилось. В статье главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» хорошо сказано о том, что мы не должны забывать свою историю, наоборот, необходимо ее чествовать. Это и есть духовная модернизация – еще раз обратить внимание на нашу историю. В этом и смысл сегодняшнего мероприятия, — сказал он, выступая на открытии памятника А. Букейханову.
Здесь же своими пожеланиями в честь юбилея партии «Алаш» поделились А. Мухтарханов, профессор А. Еспенбетов.
— 100 лет назад на Семейской земле появился город Алаш, создана партия «Алаш», основано правительство «Алаша». Долгое время это слово нельзя было даже произносить. После обретения независимости Казахстаном мы начали говорить о том, что история «Алаша» – это часть истории нашей страны. Интеллигенция 20-х годов XX века называла Алихана Букейханова «көсем» (предводитель), поэтому свою ценку общественный деятель получил уже в 1917 году. В газете «Сарыарқа», которая сегодня называется «Семей таңы», вышел материал Султанмахмута Торайгырова, где он подробно рассказывал о деятельности Алихана Букейханова, поэтому труды его были не напрасны. Нынешнее поколение должно помнить своих героев и брать с них пример, — сказал ученый.
В жестокий век восславивший свободу
Немало сделано алашординцами для того, чтобы создать автономию казахского государства. Алашорда не защищала интересы богатых или других определенных групп, это было национально-освободительное движение. Многие его последователи стали жертвами репрессий. Известный французский философ Жан Жак Руссо считал, что правительство можно считать хорошим, если возрастает число и качество населения. А в те годы было уничтожено первое и второе поколение казахской интеллигенции. К сожалению, правительство «Алаша» просуществовало недолго. Тем не менее, интеллигенция, в числе которой и Алихан Букейханов, успела сделать немало в культуре, литературе, образовании. В какой-то мере есть их вклад и в обретение независимости Казахстаном. Об этом и многом другом говорили ученые, известные деятели и общественность города на научно-практической конференции «Алаш» и духовная модернизация: общность идей», организованной Государственным университетом имени Шакарима.
Много интересных фактов и выводов сделали докладчики, основываясь на исторических документах. Директор института истории и этнологии имени Ш. Валиханова, доктор исторических наук Зиябек Кабылдинов раскрыл тему «Идеи «Алаша» и современная духовная модернизация», доктор исторических наук Кыргызстана Байболот Абытов рассказал о том, что «Алаш» не только казахская партия. Так как алашевцы боролись за предоставление всем тюркским народам широкой национальной автономии во всех областях, то филиал партии был и в Кыргызстане. В съездах партии активное участие принимали кыргызы А. Сыздыков, И. Арабаев, Д. Сооромбаев, Т. Худайбергенов. Многие из них также стали жертвами репрессий.
— В начале двадцатого века желание стать независимым государством как и казахский народ выразили киргизы, в то время не проснулось еще это сознание узбекского, таджикского, туркменского народов в Средней Азии. Наша национальная элита, интеллигенция разделяла идеи партии «Алаш» и включилась в движение, распространяя его на своей территории, по ту сторону Алатау. В то время в Кыргызстане действовали партии большевиков, меньшевиков, эсеров, параллельно с которыми существовала и партия «Алаш». Ее филиалом руководил Абдикерим Сыздыков, который вместе со сподвижниками принимал участие в съездах партии, позже многие из них были репрессированы, — рассказал кыргызский ученый.
Доктор философских наук, профессор Гарифолла Есим отметил роль Алихана Букейханова и партии «Алаш» в вопросе развития национального сознания, подчеркнув, что вдохновение интеллигенции того времени дал именно Абай Кунанбаев, доказательством чему могут служить работы писателей, публицистов, поэтов, политиков, которые печатались на страницах газет, их письма друг к другу. Не обошел он стороной и тему перехода казахского языка на латиницу. Впрочем, как и многие участники научно-практической конференции.
— Алихан предложил два образца алфавита казахского языка, один на латинском, другой – «төте жазу», который подразумевал арабский алфавит. Только уже по этому труду можно заметить озабоченность деятеля вопросами языка, — сказал Гарифолла Есим.
Все доклады участников вызвали интерес общественности. В завершение было сказано, что деятельность Алашорды требует дальнейшего иссследования. Обнародованные здесь новые факты стали подспорьем для будущих работ.
И долго буду тем любезен я народу…
С уверенностью можно сказать сегодня, что имена тех, кто внес вклад в пробуждение национального сознания, не будут забыты, их судьбы не остались в засекреченных папках, а постепенно выходят в свет и безусловно интересны для современных исследователей. Об этом говорит открытие новой экспозиции в музее «Алаш арыстары – М. Ауэзов», которую посетили в рамках празднования 100-летия партии «Алаш» гости и жители города.
В новой экспозиции представлены фигуры А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова, Шакарима Кудайбердиева и молодого М. Ауэзова. На первом этаже здания воссоздан интерьер городского дома начала ХХ века. Само же здание музея, как отмечают его сотрудники, имеет историческую ценность, так как Анияру Молдабаеву его помог приобрести Абай. Приезжая в город, великий поэт останавливался в этом доме, где для него специально была выделена комната на втором этаже. Кроме Абая частыми гостями здесь были сыновья и родственники Кунанбаева, Шакарим Кудайбердиев, Кокбай Жанатаев. В двадцатые годы ХХ века часто собирались в доме Молдабаева Ауэзов, Букейханов, Дулатов, Аймаутов и другие деятели «Алаша». Ахмет Байтурсынов жил некоторое время в этом доме со своей супругой. В 1944 — 1967 годы здесь располагался музей Абая, позже в здании работала городская детская библиотека. В 1990 году оно было передано на баланс музея Абая как имеющее непосредственное отношение к поэту. Накануне 150-летия великого поэта в доме располагалась временная экспозиция музея. В сентябре 1997 года здесь был открыт музей «Алаш арыстары – М. Ауэзов».
Трудно переоценить вклад Алихана Букейханова и алашординцев в развитие национального освободительного движения. Это активные деятели, развивавшие науку, литературу, медицину, внесшие свой лепту в народное просвещение, образование и даже экономику. Сегодня казахстанцы могут с уверенность сказать, что латиница – один из первых видов письма, действовавших еще в начале прошлого столетия, дух независимости был зажжен в сердцах жителей нашей страны алашевцами и горит до сих пор.
Шынар РЫСАКОВА