Чтобы оценить уровень соблюдения нового продленного графика работы общественного транспорта, руководители самостоятельных отделов акимата во главе с акимом Семея Ермаком Салимовым провела вечерний рейд. Его результаты оказались весьма неожиданными, местами — и спорными.
В состав группы вошли заместитель акима города Николай Ушаков, секретарь городского маслихата Бейсенбек Акжалов, руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Сериккали Жуманов, а также представители ЦУППа.
— В прошлом мы наблюдали большие проблемы в сфере пассажирских перевозок, которые были вызваны разными причинами. В том числе и низким качеством дорог, низкими тарифами. Но сегодня город провел большой объем дорожно-ремонтных работ, выполняется благоустройство автобусных остановок, тариф увеличен до 80 тенге. Сегодня условия работы перевозчиков гораздо лучше, чем было прежде, соответственно, мы хотим видеть положительные изменения непосредственно в их деятельности, в том числе и в соблюдении графика, — объяснил цели и задачи проверки Ермак Салимов.
В 20.00 часов первая оценка продленного графика перевозчиками была дана с остановки «Центральная площадь», там же группе государственных служащих и журналистов удалось пообщаться с теми, кто ожидал нужный маршрут. Мнение людей оказалось неоднозначным, во многом горожане сетовали на то, что после «часа пик» поездка в общественном транспорте требует долгих и упорных ожиданий, зачастую — напрасных. Подавляющим большинством ожидающих автобусов в вечернее время оказались студенты, молодежь, возвращающиеся с занятий и спортивных секций, они же дали самую низкую оценку качества работы общественного транспорта. Заместитель акима города Н. Ушаков объяснил подобную ситуацию тем, что в вечернее время перевозчики хоть и работают по удлиненному графику, но согласно нормативам, количество подвижного состава меньше, чем в дневное время. Это увеличивает разрыв между автобусами, но все же позволяет пассажирам добраться до нужного места. Также заместитель акима города Н. Ушаков порекомендовал горожанам чаще пользоваться специальным мобильным приложением Infobus для более эффективного планирования своего маршрута, однако надежность этой системы оказалась весьма спорной, но об этом позже.
Вторая часть вечернего рейда продолжилась уже на автобусной остановке «Центральный рынок», где сосредоточено наибольшее количество маршрутных линий. На чесах стрелки показывали половину девятого, но, на удивление, можно было наблюдать высокую активность транспорта — деятельность осуществляли автобусы как большого, так среднего и малого класса. Специалисты ЦУППа зафиксировали всего лишь незначительное отклонение маршрутов от графика и еще меньше — сходов с линии. Для многих журналистов это оказалось неожиданностью: это улучшение дисциплины, социальной ответственности перевозчиков? Положительная динамика в сфере пассажирских перевозок, которую так долго ждали семейчане? Или показательное выступление по заранее подготовленному сценарию? Ответить на эти вопросы только по результатам одного рейда, пожалуй, будет неправильно, но следует отметить, что удлиненный график – это относительно недавно введенное новшество как для самих перевозчиков, так и для тех, для кого они работают. Этому свидетельство полупустые автобусные остановки – люди еще не успели привыкнуть, точнее, поверить тому, что вечером, после семи, еще можно уехать на автобусе. Но людям это нужно осознать, поскольку сама суть продления графика станет бессмысленной, если перевозчикам будет некого возить.
Положительный настрой участников вечернего рейда внезапно омрачили показатели Infobus, представленные одним из журналистов. Согласно данным мобильного приложения, сразу на нескольких случайно выбранных маршрутах можно было фиксировать повальный сход с линии. Специалисты объяснили это несовершенством самой программы, которая в отличие от программного обеспечения ЦУППа может не всегда точно передавать данные.
Пока ждали автобусы, участники мероприятия попутно обсудили сегодняшние реалии и проблемы в сфере пассажирских перевозок, в ходе чего специалистами было сделано очень интересное замечание — большой интервал между автобусами, соответственно давки и прочие сопутствующие проблемы, так присущие семейскому общественному транспорту, вызваны прежде всего колоссально большой протяженностью маршрутных линий: некоторые достигают до 50 км. В решении этих проблем местные власти возлагают большие надежды на анализ и оптимизацию сети пассажирских перевозок, которые проводит в настоящее время научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций. Итогом могут стать пересмотр и сокращение маршрутных линий. Еще одной проблемой являются морально и технически устаревшие автобусы, которые не выдерживают нагрузки. Ее решение — задача самих перевозчиков, ведь новый тариф включает в себя и модернизацию подвижного состава. Тем не менее, в этом готовы принять участие и местные власти – в настоящее время ведется работа по закупу за счет банковских заемных средств новых автобусов, о чем сообщалось уже неоднократно. Кому они будут переданы, и будет ли создан муниципальный парк – еще решается.
Подводя итоги рейда, глава города отметил как динамику, так и проблемы пассажирских перевозок.
— В целом мы видим определенные улучшения, но качество пассажирских перевозок не устраивает наших жителей. Мы уже неоднократно говорили о тех мерах, которые предпринимаются исполнительными органами для решения проблемных вопросов. Что касается сегодняшнего рейда – мы видели отдельные маршруты, которые сошли с линии. К сожалению, несовершенство закона не позволяет нам принимать какие-то оперативные меры, но все же определенное воздействие на злостных нарушителей есть. Мы в судебном порядке расторгаем с ними договор. Работа эта ведется. К тому же скоро ожидается новый тендер – перевозчики, которые много лет на этом рынке, думаю, не хотят терять свой бизнес, поэтому тоже предпримут шаги по улучшению предоставляемых услуг. Местные власти готовы отработать с перевозчиками алгоритмы совместных действий. Мы учитываем их замечания по дорогам, подъездным путям, автобусным остановкам. К концу года получим первые результаты исследований, которые также должны оказать положительный эффект в решении многих проблем, — сказал Е. Салимов.
Стоит отметить, что еще пару лет назад мало кто мог представить, что после восьми часов вечера семейчане на остановках будут ждать свой автобус, поэтому выставлять перевозчиков «абсолютным злом» — неправильно. Но и говорить, что в системе пассажирских перевозок все хорошо – также не приходится. Достаточно отметить регулярные сбои графика, чрезмерно перегруженность автобусов в часы пик. Не стоит забывать о морально и технически устаревшем подвижном составе, не имеющем элементарных удобств салона, оборудования для его подогрева и охлаждения – кондукторы и водители зачастую работают в ненадлежащих условиях, не позавидуешь и пассажирам.
Сегодня местные власти взяли уверенный курс на решение накопившихся проблем, и, если чаще прислушиваться к замечаниям тех, кто регулярно пользуется услугами общественного транспорта, встречаться и обсуждать их с перевозчиками, искать компромиссы, изучать и внедрять опыт других городов, постоянно «держать руку на пульсе», итоги могут удивить даже самых непоколебимых скептиков.
Жандос КАСЕНОВ
Фото автора
{jcomments on}