Миссия Больницы скорой медицинской помощи Семея — оказывать специализированную медицинскую помощь, чтобы сохранить, восстановить и укрепить здоровье населения города и региона. Многопрофильная медицинская организация сегодня успешно работает, делая акцент на таких аспектах, как пациентоориентированность, повышение качества и высокий профессионализм.
О том, как сегодня развивается медицина в регионе, как функционирует больница и других актуальных проблемах, связанных с медициной, мы беседовали с директором КГП на ПХВ «Больница скорой медицинской помощи г. Семей» Ерланом Толеугазыевичем Буркутовым.
— БСМП сегодня – это современное здание, оснащенное необходимым оборудованием, с профессионалами своего дела, куда ежедневно обращаются пациенты. За последние годы можно сказать, что у города появилась целая система, которая работает на благо пациентов. Как Вы оцениваете работу больницы?
— Медицине Семея уделяется особое внимание республикой и областью. Вложено много средств. Здесь интересно работать, идет постоянное развитие. В 2017 году впервые в Восточно-Казахстанской области на нашей базе был открыт Центр политравмы и ортохирургии. Было вложено около 350 млн тенге на оборудование, которого нет даже в ведущих республиканских клиниках. У нас лучшие эндовидеоскоп, артероскоп, силовые инструменты, столы, то есть полный пакет инструментов для современных операций ортохирургии при политравмах. Город находится на стыке всех дорог, поэтому к нам привозят много пациентов, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Мы можем им оказать высокоспециализированную помощь. Все операции, которые раньше делали только в научно-клинических институтах, можем делать в БСМП. В прошлом году мы подписали меморандум и тесно сотрудничаем с научно-исследовательским институтом травматологии и ортопедии Нур-Султана. Они оказывают практическую и методологическую помощь. В прошлом году было проведено около десяти мастер-классов по сложным операциям, когда специалисты института делились опытом и проводили операции. На сегодняшний день все они завершены успешно. Мы и сейчас консультируемся. Есть радиосвязь, и во время операций мы можем получить рекомендации, консультироваться, показать при случае возникшие сложности в режиме онлайн, чтобы действовать в определенных ситуациях. Эта связь дорогого стоит, потому что здоровье и жизнь пациента — главное. Директор института Нурлан Жумагулович Батпенов несколько раз оперировал в нашей больнице.
В 2019 году открыли новый приемный покой, соответствующий мировым стандартам оказания скорой медицинской помощи. Больница тесно связана со Станцией скорой помощи, которая направляет к нам больного. Уже на пути через интернет они сообщают возраст пациента, симптомы, предварительный диагноз. Мы уже знаем, что к нам привезут пациента, к этому диагнозу формируем мультидисциплинарную команду, в которую могут входит терапевтическая, хирургическая службы. Команда ждет больного, максимально оказывает оперативную помощь. Соблюдая правила золотого часа, можем сделать больше для спасения пациента. Здесь главное – пациентоориентированность.
— Говоря о скорой помощи: сегодня экстренных пациентов принимают по новой схеме. Как это происходит в БСМП?
— Приемный покой настроен на новые стандарты. У нас работает система триаж, когда с первого момента пациента определяют, осматривают и направляют по степени тяжести и оказанию помощи. В красной зоне – шоковые больные, которые имеют кровотечения, или те, кому необходима срочная операция при инсультах, инфарктах, когда нужно срочно оперировать. Некоторым пациентам требуется наблюдение: они направляются по желтой зоне, а в зеленой зоне — условно больные, в основном это хронические больные, которые в этот момент не нуждаются в экстренной помощи. Кстати, есть экстренные кнопки помощи для тех, кто пришел получить медпомощь самостоятельно. В течение минуты специалистов по трем схемам оповещения информируют, вызывают, и в течение минуты они приходят в приемный покой, чтобы осмотреть пациента.
— Как врачи адаптировались к этой системе?
— Она разрабатывалась не один день, поэтому в этом системный подход. Весь медперсонал прошел трехуровневое обучение. 34 человека обучались в ведущих клиниках Лондона несколько месяцев по разным нозологиям. Кроме того, в «Медицинском университете Семей» есть цикл курсов по приемному покою, которые прошли наши специалисты. На базе нашей больницы работает кафедра неотложной медицинской помощи, которая помогает нам в обучении. Во-первых, это удобно для студентов, которые практикуются, как оказывать первую помощь. Во-вторых, здесь работает триада — наука, образование и практика.
— Как сегодня работает гибридная операционная?
— В прошлом году мы открыли гибридную операционную. Это уникальная операционная, здесь работает ангиографическая установка, которой еще нет в пределах СНГ. Чтобы ее установить, нужно было соблюсти определенные требования. Преимущества в том, что с одним пациентом с помощью этой установки могут работать несколько операционных бригад. Часто бывает, что после аварии поступают пациенты с политравмами. Если есть ушиб головного мозга, кровоизлеяние в мозг, с пациентом работают нейрохирурги, если есть ушибы, разрывы внутренних органов, работают полостные хирурги. Если есть переломы, то работает еще одна бригада. В той же операционной есть нейрохирургический микроскоп, помогающий видеть до мельчайших деталей и уже открытым методом делать операции. Есть навигатор, который необходим при опухолях головного мозга. Он позволяет удалять их с минимальным травматизмом, не затрагивая здоровые ткани. Наши специалисты прошли специальное обучение и могут с ними работать.
Раньше пациенты с расслаивающейся аневризмой сосудов головного мозга практически были обречены. 8% из них умирали или становились глубокими инвалидами. Отрадно, что благодаря новой аппаратуре и знаниям наших врачей, мы провели более 90 операций в прошлом году таким пациентам, и они практически здоровы. Считаю, что, если это оборудование помогло спасти хоть одну жизнь, это уже не зря потраченные средства. Уверен, мы спасем с этой установкой еще не одну жизнь. Благодаря инициативе акима области Даниала Ахметова и региональной программе имеем сегодня такие возможности.
Наш коллектив положительно воспринимает все нововведения, с энтузиазмом учится, готов к работе. Сейчас планируем отправить еще ряд специалистов на обучение за рубеж, уже на более долгий срок — полгода или год. Врачи готовятся, усиленно изучают английский язык. Те технологии, которые они увидят, которым будут обучаться, будут применять у нас.
— Сейчас БСМП ставит цель – пациентоориентированность. Как добиться повышения качества услуг и в целом успешного развития?
— Перед нами аким области поставил задачу — мы готовимся к международной аккредитации. Это одна из мер повышения качества оказываемых услуг, престиж профессии. Мы побывали в больнице медицинского центра управления делами президента РК Нур-Султане. Это учреждение уже прошло международную аккредитацию GCI, поэтому мы заключили меморандум. В процессе обучения на получение аккредитации они будут нас консультировать. Это не просто знак качества, нашему региону это действительно нужно. Так как международная аккредитация – это повышение качества услуг, престиж, развитие медицинского туризма. К нам могут приезжать пациенты из близлежащих регионов и соседних стран. Для развития отрасли это необходимое условие. Коллектив уже проходит обучение.
— Что касается бытовых моментов, которые вам приходится решать ежедневно: когда здание БСМП сдавали в эксплуатацию, руководству пришлось решать многие проблемы, связанные с недочетами проекта и строительства. Как сегодня обстоят дела?
— Практически все проблемы решены. Ранее были вопросы по качеству воды, но сейчас глобальных проблем нет. Сейчас решаем вопрос с дренажной системой, но все это – текущая работа.
— С внедрением нововведений в систему здравоохранения повысилась ответственность не только врачей, но и пациентов. Какой он – современный пациент? Должен ли он перестроиться на новую систему обслуживания?
— Елбасы на одной из встреч сказал, что медики – это не обслуга. Медицинские работники помогают человеку в борьбе за его здоровье, мы вместе боремся с болезнью. Пациент должен нести солидарную ответственность за свое здоровье, желать выздоровления. Если он продолжает вести не здоровый образ жизни, не выполняет рекомендации врача, тогда от нашей помощи толку не будет. Сейчас уважение и почет медицинской профессии у нас потеряны. Я проходил обучение в Великобритании и могу отметить, что там статус врача высокий. Мы бы хотели, чтобы и к нам население относилось с уважением.
Государство выделяет большие средства на лекарства, оборудование, чтобы оказать максимальную помощь населению, но бывают разные случаи. Кстати, один из пунктов международной аккредитации — это пациентоориентированность, безопасность пациента и медицинского персонала. Конечно, не бывает всегда гладко, бывают жалобы, человеческий фактор. Мы стараемся все учесть, открыты к диалогу и предложениям. Как отметил Елбасы, если работник пришел к начальнику с вопросом и не получил ответа – это шарлатан. Беседуя с коллективом, отмечаем, что каждый врач должен чувствовать связь с пациентом. Если пациентом, к примеру, является родной тебе человек? Вот так надо относиться к каждому пациенту.
Говорят, что медики черствые, но каждый день, работая с тяжелыми случаями, видя пациентов, может, какая-то грань стирается, и врач становится отчужденным, но при этом мы ко всем относимся с пониманием, стараемся найти подход.
— Что изменилось в работе БСМП с введением обязательной системы медицинского страхования?
— Прошел только первый месяц с момента внедрения ОСМС, делать какие-либо выводы рано. Тем более мы в основном обслуживаем экстренных пациентов (их 90%), которые поступают нам как в Больницу скорой медицинской помощи, где оказывается гарантированный объем экстренной медицинской помощи. Поэтому как таковых изменений не ощутили.
— Как Вы прокомментируете ситуацию с коронавирусом, который распространяется в Китае, но вызывает ажиотаж в мире, в том числе в Казахстане?
— Считаю, что мы должны быть настороже, должны обезопасить себя, быть готовыми к любой ситуации. Уверен, даже если вдруг хоть один больной коронавирусом появится у нас, мы знаем, как действовать. Есть алгоритм действий, запас лекарственных средств. Министерством отработан протокол, ситуация находится на контроле акима области. Но в любом случае мы должны быть насторожены.
— Как оцениваете будущее отечественной медицины?
— За последние годы медицина шагнула далеко вперед, в том числе и в Казахстане. С введением ОСМС, думаю, медицина в республике , в частности в Восточно-Казахстанской области, сделает большой рывок. Во-первых, это хорошее финансирование. Фонд ОСМС имеет свои средства на каждого пациента, плюс будет бюджет, который нам никто не отменял. Двустороннее финансирование – это не только улучшение техники, технологий, но и другой подход, когда можно реализовать новые программы для повышения качества обслуживания. У нас не такая большая численность населения, поэтому медицину можно поставить на высший уровень. Мы можем не только сами получать услуги, но и зарабатывать на этом. Но все это требует большого труда. Скажу на примере нашей больницы. Специалисты обучились в ведущих клиниках мира. Сейчас их глаза горят, они работают. Многие считают, что нам поставили современное оборудование, но оно простаивает. Таким людям предлагаю посмотреть, как мы работаем. Увидеть один день врача, который по семь-восемь часов стоит перед операционным столом, выходит оттуда обессиленным! Количество пациентов большое. Пусть посмотрят, как работает медперсонал. Когда человека не касается беда, связанная со здоровьем, он обычно не знает, что происходит на самом деле. Увидев, убеждается — доктора работают и физически, и умственно.
Хочу сказать, что нельзя все воспринимать в штыки. Это касается и работы врачей, и в целом нововведений в системе здравоохранения. Конечно, не бывает все гладко, но если мы будем солидарны, то достигнем больших результатов. Главное – взаимопонимание и терпение.
— Спасибо за интервью.
Беседовала Нурай БАЙТОРИНА
{jcomments off}