Как известно, любая дорога начинается с первого шага. Каждый из нас делает свои шаги по дороге жизни, каждый из нас оставляет следы. Кто поможет человеку шагнуть в неизвестный и такой чужой мир? Родители пытаются оградить ребенка, защитить его от напастей, дают ему первые знания о мире, но рано или поздно им придется отпустить его. И тогда уже первые знания ребенку даст учитель – человек, который своим опытом и умением фактически определяет будущее своего ученика.
С того самого момента, когда на свете появилось второе поколение людей, возникла потребность в передаче знаний. Старшее поколение пытались сохранить свои знания перед смертью. Молодые стремились получить знания и приспособиться к условиям жизни. Так появились первые учителя – посредники между прошлым и будущим. Со временем профессия учителя стала развиваться, уже в Древней Греции и в Древнем Риме появились первые школы, в которых седовласые мудрецы преподавали ученикам азы различных дисциплин. Образование, бывшее сначала привилегией богатых людей, вскоре стало обязательным, появилось больше дисциплин, возрос сам уровень знаний. Таким образом, можно сказать, что профессия учителя появилась практически с возникновением человеческой расы.
Кто же такой учитель на самом деле? Прежде всего, это — живая энциклопедия, колодезь знаний, к которому готовы припасть дети. Но только ли? Попробуйте посадить вместо учителя робота, обладающего теми же знаниями, и вы увидите, что далеко не все ученики будут его слушать. Учитель – не просто источник знаний. Он должен обладать живым умом, должен уметь донести истину до любого ученика. Но прежде всего – он должен быть человечным и открытым. Только человек, понимающий детей, сможет стать превосходным учителем. Суметь пробить дорогу к детским сердцам и привить детям тягу к знаниям – вот главная задача учителя. К сожалению, у молодежи пропал интерес к данной профессии, очень мало молодых людей хотят посвятить свою жизнь обучению детей. В связи с этим государство выделяет большое количество грантов на педагогические специальности, а мы в свою очередь расскажем вам о молодом педагоге Луизе Сабировой. Наша героиня — учитель начальных классов, она родилась 14 февраля 1997 года в поселке Жангизтобе. В ее семье пятеро детей — три старших брата, Луиза и ее сестра-близнец. В 2015 году сестры — близняшки окончили Жангизтобинскую среднею школу, и решив посвятить свою жизнь обучению детей, поступили в Университет Шакарима города Семей на педагогическую специальность. Сейчас Луиза Сабирова работает в школе и говорит, что очень любит свою работу.
-Когда вы решили посвятить свою жизнь преподаванию?
— Это решение пришло внезапно. Когда я принесла документы на поступление, выбирала между тремя направлениями — профессии учителя биологии, учителя начальных классов и ветеринара. Но моя любовь к детям, сделала выбор профессии очевидным. Я и моя сестра решили пойти по педагогическому пути. Сейчас мы оба преподаем. Я учитель КГУ СОШ №11 города Семей.
-А помните ли вы своего первого учителя?
— Да, помню. Жанар Шарипхановна была моим первым учителем. Она многому меня научила – доброте и честности. Я до сих пор помню, как она вела нам уроки. Они проходили у нас очень весело и интересно.
— На сегодняшний день есть большое разнообразие методик преподавания. Какую предпочитаете вы?
-На своих уроках я применяю различные методики, это объяснительно-иллюстративные, методы проблемного изложения, словесные методы, практические методы, наглядные методы. На каждом этапе урока свой метод, например, на уроке математики мы не можем применить только словесный метод, так же должен присутствовать и наглядный пример. Каждая методика хороша и плодотворна по-своему, главное, чтобы учитель смог преподнести ученикам информацию так, чтобы они поняли и могли применит все усвоенные знания в дальнейшем на практике.
-Работа с детьми – нелегкий труд, ведь каждый ребенок – отдельная личность. Как вам удается налаживать контакт с учениками?
-Контакт с детьми налаживать мне легко, ведь мы когда-то сами были детьми. Главное — понять что ребенку нужно. Когда вы это поймете, ваши действия и ваши слова направят его в нужное русло. В моей работе самое ценное – общение с детьми. Они добрые, непосредственные, доверчивые. Очень интересно наблюдать, как детки учатся общаться друг с другом, стараются преодолевать трудности. Своим деткам я стараюсь всегда помочь и дать правильный совет. Перед ними я всегда открыта, как и они передо мной.
— Что, на ваш взгляд, влияет на успешное обучение ребенка в начальной школе?
— На успешное обучение ребенка в начальной школе влияет его семья. Ведь все начинается с семьи. В школе ребенок получает знания, учится коммуницировать. Многие родители считают, что школа должна заниматься воспитанием и образованием ребенка, но это не так. Да, школа занимается воспитанием и образованием ребенка, но каким воспитанием? Школа воспитывает патриотизму, трудовому воспитанию, нравственному воспитанию, эстетическому воспитанию и т.д. Семью ребенку никто и ничто не может заменить. Учитель и школа – это лишь проводник в мир знаний и новых открытий для ребенка. Поэтому самое главное для ребенка — это понимание и поддержка во всех начинаниях со стороны родителей.
— Как вы считаете, что в первую очередь должен получить ребенок от начальной школы?
— В первую очередь ребенок должен получить знания о том, как нужно учиться. Чтобы ребенок придя в пятый класс был готов к новым предметам, к новым учителям, ведь в среднем звене предметы разные и у каждого предмета свой учитель. А моя задача, как учителя, – помочь детям вырасти добрыми, дружными, честными и порядочными людьми.
-Как вы работали в период жесткого карантина?
— Когда только ввели карантин, все школы перешли на дистанционное обучение. В начале было тяжело, особенно детям и родителям. Учителям было тяжело в плане того, что некоторые ученики просто не отправляли задания. Пройдя все трудности, мы все научились поддерживать связь на расстоянии, научились работать с различными образовательными платформами, такими как «Онлайн Мектеп», «Дарын Онлайн», ZOOM и т.д. Потом открыли дежурные группы до 15 человек. В группы ходят по желанию родителей. В дежурных группах занятия проходят три раза в неделю с соблюдением всех санитарных норм.
-Какие личностные качества педагога вы считаете основополагающими?
— Основополагающим личностным качеством педагога является любовь к детям. Я считаю, что любовь к детям самое главное в работе педагога. Также учитель должен быть внимательным, грамотным, компетентным, отзывчивым.
— Что бы вы сделали в первую очередь, если бы были министром образования?
— Если бы я была министром образования, я бы убрала лишнюю документацию, отчеты и больше времени оставила на общение с детьми. Для детей бы я открыла бесплатные кружки по интересам, проведя для начала опрос, чем бы они хотели заниматься в свободное время.
— Ваше жизненное кредо?
— Мне очень нравится высказывание В. Белинского «Ценность знания фактов в том, что в них скрыты идеи, факты без идей лишь засоряют нашу память». Я стараюсь следовать этому принципу, так как без новых идей каждый день, мы просто тратим день впустую.
— Расскажите о взаимоотношениях в коллективе и с родителями школьников.
— Взаимоотношения в коллективе у нас доброжелательные, Всегда есть поддержка от коллег в моральном плане, чтобы там ни было, всегда помогут и поддержат, дадут совет. С родителями у нас теплые, можно даже сказать дружеские отношения. Всегда советуемся между собой по поводу воспитания детей.
— Назовите плюсы и минусы профессии?
— Плюсы профессии учителя в том, что вы всегда молоды, учителю с детьми не возможно постареть.
Вместе с детьми вы снова и снова открываете что-то новое для них и для себя. Минусы профессии в том, что много документации, которая иногда мешает учебному процессу. Но если бы была возможность изменить свой выбор профессии, я бы на это не пошла, потому мне нравится быть учителем. Я вижу, как дети взрослеют, как у них меняется характер, и это прекрасное чувство.
— Какой дадите совет тем, кто в дальнейшем собирается выбрать профессию учителя?
— Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь. Человек должен, прежде всего, любить детей. Также он должен быть внимательным, умеющим верно оценивать различные ситуации и быстро находить оптимальный выход. Обращаясь к будущим учителями в целом к молодежи хочется сказать: возможно, у вас будут неудачи, у вас будут травмы, вы будете ошибаться. У вас будут периоды отчаяния. Семья, учеба, работа, проблемы быта — все это не раз и не два станет помехой для открытия чего-то нового для себя. Однако стрелка вашего внутреннего компаса должна всегда показывать одно и тоже направление к цели!
-Спасибо за беседу!