Давно отгремели военные грозы, давно распаханы или заросли травой да мелколесьем окопы, исчезли приметы былых сражений, но никогда не потускнеет народная память о войне, никогда не зарубцуются душевные раны у тех, кто ее пережил, кто потерял в суровую годину родных и близких.
Грядущие поколения пронесут через столетия благодарную память о великом ратном и трудовом подвиге советского народа в Великой Отечественной войне и всегда с чувством восхищения и признательности будут вспоминать имена героев, которые в годы войны, не щадя своей жизни, сражались за честь, свободу и независимость Родины. Люди будут помнить и чтить соединения и части доблестной Советской Армии, внесшие достойный вклад в разгром фашистского агрессора. В числе этих соединений может быть по праву названа и 194-я стрелковая Речицкая Краснознаменная дивизия, в рядах которой отважно служил наш земляк — Слямбол Газизұлы Газизов.
Одним из крупных мероприятий, направленных на повышение обороноспособности страны и боеготовности армии и флота, явилось увеличение численности Вооруженных Сил, особенно сухопутных войск. За период с 1 сентября 1939 г. до начала Великой Отечественной войны количество стрелковых дивизий выросло с 97 (из них — 1 мотострелковая) до 198 дивизий (из них — 19 горнострелковых и 2 мотострелковые и 3 стрелковые бригады), то есть более чем в два раза.
В числе новых стрелковых соединений сухопутных войск оказалась и 194-я дивизия, сформированная в сентябре — октябре 1939 года.
В ходе формирования дивизии наряду с укомплектованием ее частей личным составом, вооружением и боевой техникой проводились начальное военное обучение молодых бойцов и создание подразделений.
{jcomments on}В январе 1940 г. 194-я мотострелковая дивизия включается в состав Среднеазиатского военного округа и переформировывается в горнострелковую дивизию. На ее вооружение стали поступать новые образцы боевой техники и вооружения, в том числе винтовки CВT, автоматы, радиостанции, минометы, понтонный парк, противотанковые и противопехотные мины, а также такие специфические горнострелковые образцы вооружения и снаряжения — горные пушки и вьюки для транспортировки оружия и боеприпасов.
В течение 1940 г. и первой половины 1941 г. личный состав дивизии проходил усиленную боевую и политическую подготовку.
Занятия по боевой подготовке проводились с учетом опыта боевых действий у озера Хасан, на реке Халхин-Гол и Карельском перешейке. Подразделения часто поднимались по тревоге, совершали по горным и пустынным районам длительные, многосуточные марши, которые завершались тактическими занятиями с боевой стрельбой. Основным требованием, предъявлявшимся к занятиям по боевой подготовке, являлось правило учить бойцов, командиров и подразделения тому, что потребуется в бою, на войне. Среди воинов популярным был суворовский девиз: тяжело в учении – легко в бою.
Отлаженный, планомерный целеустремленный процесс армейской напряженной жизни, которой жили воины дивизии, был нарушен страшным сообщением о том, что на рассвете 22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на нашу Родину. Вероломное нападение гитлеровской Германии вызвало у воинов дивизии глубокое возмущение, гнев и ненависть к агрессору. На митингах, которые состоялись в первый день войны во всех частях и подразделениях дивизии, бойцы, командиры и политработники поклялись сражаться, не щадя ни сил, ни самой жизни, сражаться до полной победы.
Мобилизованные бойцы и командиры по мере прибытия в дивизию срочно обмундировывались, получали оружие, проходили по сокращенной программе начальную военную подготовку, после чего принимали перед строем военную присягу. В результате уже к концу недельного пребывания в дивизии они смогли по праву занять свои места в строю. Да иначе и быть не могло — время, обстановка торопили.
5 июля 1941 г. первые железнодорожные эшелоны с частями 194-й горнострелковой дивизии отошли от платформ станций Чирчик и Ташкент-Товарная, держа путь на Западный фронт. Трогательным было прощание жителей Чирчика и Ташкента с воинами дивизии. Бойцы, командиры и политработники увозили в своих сердцах благодарную память об Узбекистане, о щедрости его народа, его земли, его солнца…
В течение шести дней, с 9 по 14 июля, один за другим эшелоны дивизии прибывают на станции Кубинка и Дорохово. Выгрузившись, полки походным порядком следуют в район Можайска, а оттуда спустя четыре дня дивизия на автомашинах и по железной дороге перебрасывается в район, расположенный в 40 – 50 километрах западнее Вязьмы.
За два месяца напряженного труда на строительстве оборонительного рубежа воины 194-й дивизии отрыли в отведенной полосе сплошные траншеи полного профиля, построили блиндажи, командные и наблюдательные пункты, оборудовали основные и запасные артиллерийские огневые позиции, установили проволочные и миновзрывные заграждения. Наряду с производством инженерных работ в частях дивизии проводились регулярные занятия по боевой и политической подготовке, на которых изучались тактика противника, трофейные вооружение и техника, приемы борьбы с вражескими танками.
В сентябре дивизия продолжала усиленную подготовку к предстоящим схваткам с врагом, так как обстановка на центральном участке фронта становилась с каждым днем все напряженнее и сложнее. Используя огромное превосходство в силах и выгодное расположение своих войск, противник готовился к нанесению, как он считал, последнего, сокрушительного удара по Советской Армии. Предстоящая стратегическая операция немецко-фашистских войск получила у противника многозначительное наименование – «Тайфун». Согласно плану этой операции «группа армий «Центр» должна была тремя мощными ударами танковых группировок из районов Духовщины, Рославля и Шостки в восточном и северо-восточном направлениях расчленить оборону советских войск, окружить и уничтожить войска Западного и Резервного фронтов в районе Вязьмы и Брянского – в районе Брянска, затем сильными подвижными группировками охватить Москву с севера и юга и одновременно фронтальным наступлением пехотных соединений овладеть советской столицей».
194-я стрелковая дивизия, входившая в состав 49-й армии, имела задачу стойко удерживать оборонительный рубеж, оборудованный ею западнее Вязьмы по левому берегу Днепра. Но обстановка сложилась так, что дивизии пришлось оставить этот рубеж без боя. В первой половине дня 30 сентября 1941 г. из штаба армии поступило распоряжение о срочной переброске дивизии на Брянский фронт, и уже вечером того же дня началась погрузка частей в железнодорожные эшелоны на станциях Издешково, Алферово, Семлево, Вязьма. В ночь на 1 октября головные эшелоны отправились с этих станций в направлении Брянска.
Передвижение дивизии по железной дороге проходило в тот момент, когда враг продолжал наступление, под непрерывным воздействием его авиации. Вражеское наступление в полосе Брянского фронта началось 30 сентября, а в полосе Западного фронта — 2 октября 1941 г. Глубокое и быстрое вклинение немецко-фашистских танковых и моторизованных войск, особенно на вяземском, калужском и орловско-брянском направлениях, привело к расчленению эшелонов дивизии в пути следования на три изолированные группы. Первая из этих групп, в которой оказались 405-й стрелковый полк, батальон 470-го стрелкового полка, два дивизиона 299-го артполка, противотанковый и зенитный дивизионы и которую возглавлял командир дивизии полковник М.А. Сиязов, проследовав через станцию Брянск, вынуждена была выгрузиться на станции Белые Берега. Расположенный впереди по пути следования город Карачев оказался уже занятым противником. Группа с ходу ввязалась в схватку с врагом, но ввиду его численного превосходства и явного преимущества в вооружении и боевой технике отошла с боями к Белеву и далее к Туле.
Заняв с утра 8 октября оборону в назначенной полосе, воины сводного отряда тотчас приступили к оборудованию огневых позиций, а также к подготовке мостов и паромной переправы через Угру и Шаню к подрыву. В соответствии с решением командира отряда основные усилия обороняющиеся сосредоточили на удержании калужского села Товарково. Расположенное на высоком левом берегу Угры, у моста через реку, оно являлось ключевым пунктом в полосе обороны отряда.
Как и ожидалось, противник, перейдя 9 октября в наступление, главный удар нанес в направлении Товарково. Сбив боевое охранение сводного отряда на правом берегу Угры, танки и мотопехота 44-й немецко-фашистской пехотной дивизии устремились к товарковскому мосту. Однако едва головной танк коснулся своими гусеницами дощатого настила, раздался сильнейший взрыв. Танк вместе с обломками моста рухнул в воду. Уничтожение моста осуществил командир группы подрывников старший сержант С.Г. Газизов.
Потерпев неудачу при попытке переправиться через реку по мосту, фашисты обрушили на советских воинов шквал огня. В селе вспыхнуло несколько изб и сараев, появились раненые и убитые, но воины сводного отряда не дрогнули. Огнем из пулеметов, орудий и винтовок они пресекали настойчивые попытки противника форсировать Угру.
Не сумев в течение дня зацепиться за левый берег Угры и понеся ощутимые потери, гитлеровцы к вечеру прекратили боевые действия, решив, видимо, передохнуть и подождать до утра подкрепления.
Ночь выдалась тревожная. Выпал первый снег, было сыро и холодно. Но, несмотря на непогоду и смертельную усталость, воины сводного отряда эту передышку использовали на то, чтобы привести в порядок оборону — восстановить разрушенное и оборудовать новые позиции, поднести боеприпасы, эвакуировать раненых и похоронить убитых.
В шесть часов утра 10 октября противник возобновил атаки. Его танки приблизились к самому урезу воды и открыли интенсивный огонь по позициям сводного отряда. Они вывели из строя два наших орудия, разбили станковый пулемет. Был убит отважный пулеметчик Ф.П. Лезный, погиб командир взвода лейтенант Г.Н. Щукин, получили ранения командир саперного батальона лейтенант М.И. Палкин, командир стрелкового батальона капитан М.Е. Сасс и другие.
На правом фланге гитлеровцам удалось высадиться на левый берег Угры, переправить через реку танки и вклиниться в оборону сводного отряда. Группа бойцов во главе с политруком стрелковой роты Ф.А. Казанцевым и старшим инструктором политотдела дивизии батальонным комиссаром П.Л. Чернецовым, забросав вражеские танки бутылками с горючей смесью, смело контратаковала фашистскую пехоту. В ходе контратаки Казанцев в Чернецов погибли, но гитлеровцы не прошли. Не выдержав натиска советских воинов, они отступили.
20 октября саперный батальон дивизии, пополненный людьми, снабженный шанцевым инструментом, минами, взрывчаткой, колючей проволокой, спиралями «бруно» и комплектами малозаметных препятствий, выдвинулся к переднему краю и приступил к инженерному укреплению местности в полосе обороны дивизии. Саперы начали минировать танкоопасные направления, устраивать лесные завалы, ставить фугасы, возводить деревоземляные огневые точки — дзоты. В тыл врага с задачей подрыва мостов и минирования дорог Малеево — Нижняя Вязовня, Кузьмищево — Волковское, Таруса — Волковское отправились первые группы минеров-разведчиков, возглавляемые лейтенантом С. Газизовым.
Однако и новая попытка форсировать Угру также не увенчалась успехом. Армейские саперы, получившие задачу оборудовать для танков переправу через водную преграду у деревни Королево, не смогли выполнить ее к назначенному сроку, а героический рывок через реку одной лишь пехоты закончился неудачей. После того, как было принято решение отказаться от форсирования Угры у Королево, взводу дивизионных саперов, которым командовал лейтенант С. Газизов, приказали имитировать строительство переправы на прежнем месте. Саперы блестяще справились с возложенным на них заданием.
Упорные бои в районе Товарково продолжались с переменным успехом трое суток. Воины сводного отряда сражались с превосходящим по силе и вооружению противником стойко и смело, не щадя себя. Героизм и самоотверженные действия, проявленные в этих боях многими бойцами и командирами сводного отряда, были отмечены высокими наградами Родины.
После воины благодарные жители Товарково, ставшего большим благоустроенным рабочим поселком, назвали одну из поселковых улиц именем 194-й стрелковой дивизии, а на братской могиле воинов этого соединения, павших в осеннем бою 1941 г., воздвигли величественный памятник. На его открытии присутствовали участники того боя, в том числе и Слямбол Газизов.
По воспоминаниям его родных и близких, он прожил трудную, но счастливую жизнь. Придя в этот мир в 1920 году, он покинул его в 1997 году, совершив за свои дни немало подвигов и воспитав прекрасных потомков.
Как вспоминает сейчас его дочь, Слямбол Газизов всю жизнь с трепетом берег воспоминания о Калуге, Серпухове, Одинцово, Юхново и многих других селениях вблизи Москвы, где ему довелось проходить по дорогам войны.
Сейчас о боевом пути 194-й стрелковой дивизии, о ратных подвигах ее войной на фронтах Великой Отечественной войны повествуется в ряде книг, о них нередко рассказывается на страницах газет.
В школах Серпухова и Протвино, Речицы и Троицкого, Слонима и Литижа, Холмеча и Лаврово-Песочни, Ташкента и Чирчика, в Хвощах и Люблинском Дворце пионеров и школьников имени Гайдара (Москва) созданы уголки Боевой славы дивизии, а в Серпуховском и Речицком краеведческих музеях оборудованы посвященные ей стенды.
Всенародное признание заслуг 194-й стрелковой дивизии радует ее ветеранов, вызывает у них чувство законной гордости и искренней признательности.
С особым удовлетворением ветераны дивизии встретили Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1982 г. о награждении Серпухова орденом Отечественной Войны I степени за вклад трудящихся города в обеспечение победы над немецко-фашистскими полчищами под Москвой и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве.
Необходимо отметить, что большую часть материалов и фотографий о героическом пути С.Г. Газизова в составе прославленной дивизии для статьи были любезно предоставлены музеем школы № 7 (г. Серпухов, РФ), носящей с 2001 года гордое имя 194-й Речицкой Краснознаменной стрелковой дивизии.
Также очень интересные факты из жизни своего отца рассказала доцент кафедры юриспруденции Государственного университета имени Шакарима города Семей Назигуль Слямболовна Газизова, которая в своей преподавательской практике по просьбе студентов обращается к страницам истории с участием прославленного и отважного воина — Слямбола Газизова.
Асель ШАЙХЫНОВА