Музеи, в чьих архивах и фондах хранятся живые свидетельства истории, неоценимы в деле патриотического воспитания молодежи. В этом плане особое место отводится музеям Боевой и Трудовой славы, организованным при школах, колледжах и вузах. Музей в стенах гимназии № 6 г. Семей регулярно занимает первые места в конкурсах и смотрах, проводимых среди аналогичных музеев учебных заведений города и области.
{jcomments on}У истоков музея Боевой и Трудовой славы, который сегодня является частью экспозиции краеведческого музея гимназии № 6, стоял ее выпускник Герой Советского Союза, Почетный гражданин нашего города Николай Николаевич Силин.
В августе 1941 года Николай Силин был призван на службу в Красную Армию. В 1942 году он окончил пулеметное училище в Алма-Ате и в апреле был направлен на фронт. К сентябрю 1943-го капитан Силин уже командовал батальоном 151-го стрелкового полка 8-й стрелковой Краснознаменной ордена Суворова II степени Ямпольской дивизии 13-й армии Центрального фронта.
В ночь с 23 на 24 сентября батальон Силина переправился через Днепр в районе села Днепровское Черниговской области Украины и захватил плацдарм на западном берегу, после чего удерживал его до переправы основных сил. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года Николай Силин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
— Первый музей, организованный в нашей школе, был создан по инициативе Николая Силина еще в 70-х годах прошлого века и посвящен боевому пути 8-й стрелковой Ямпольской дивизии, — рассказывает смотритель краеведческого музея гимназии № 6 Рамзия Галиакбаровна Курмангалиева.
В декабре 1941 года в Среднеазиатском военном округе, а именно – в Семипалатинске и Аягозе – была сформирована 458-я стрелковая дивизия, которая в 1942 году переименована в 8-ю стрелковую дивизию. Это воинское соединение участвовало в Воронежско-Касторненской, Восточно-Карпатской, Пражской наступательных операциях, Курской битве, форсировании Днепра, Десны, Припяти.
С переездом гимназии в новое здание часть экспонатов, представлявших наибольшую ценность, была передана в областной историко-краеведческий музей и Центр документации новейшей истории (ЦДНИ). В их числе – личные вещи и документы Николая Силина, в том числе гимнастерка, бинокль и планшет. Собранный за эти годы богатый материал был с радостью принят на хранение и теперь доступен не только ученикам гимназии, но и всем горожанам.
В современном музее суровым годам войны посвящен отдельный стенд «Они ушли в 1941…» Здесь размещены фотографии выпускников первого года войны, которые, получив на руки аттестаты зрелости, тут же уходили на фронт. Отдельно указаны имена и фамилии тех, кто не вернулся с полей сражений.
Как и прежде, особое место отведено 8-й стрелковой Ямпольской дивизии, в рядах которой звание Героя Советского Союза получили 13 человек. В капсуле от артиллерийского снаряда хранится земля с мест сражений этого воинского формирования, а на специальной карте отмечен его боевой путь. Рядом – архивные фотографии со встреч ветеранов, медали, открытки и книги, в том числе с автографом Николая Силина. Вызывает интерес и копия приказа № 96 по средней школе № 6 им. И.В. Мичурина (прежнее название гимназии № 6 — автор) от 28 июля 1941 года, в котором говорится, что согласно постановлению городского собрания учителей от 9 июля 1941 года, все педагоги считаются мобилизованными.
В конце 90-х – начале 2000-х годов собирательская работа музея была продолжена, в том числе при активном участии самих гимназистов. Так, к 60-летнему юбилею Победы здесь была выпущена Книга памяти, в которую вошли материалы об участниках войны – дедушках и бабушках, прадедушках и прабабушках учеников.
В том же году под руководством учителя истории гимназии, члена краеведческого общества «Прииртышье» Любови Борисовны Кравченко, которая долгое время руководила музеем, была издана отдельная Книга памяти, посвященная труженикам одного из эвакогоспиталей, размещенных в годы войны в Семипалатинске. Она содержит в себе сохранившиеся фотографии медперсонала, архивные данные, в том числе фамилии госпитализированных солдат и офицеров. Благодаря проделанной работе удалось восстановить фамилии умерших военнослужащих, которые захоронены на кладбище в районе Силикатного поселка. На основе книги памяти совместно с ЦДНИ была издана брошюра – «Завтра возвращаюсь на фронт». Впоследствии такие брошюры, в основу которых ложились материалы из фондов школьного краеведческого музея, издавались не раз: «Бессмертный подвиг женщин в годы войны», «Размещение эвакуированных предприятий легкой промышленности в Казахстане в годы войны» и другие.
К 65-летию Победы была издана Книга памяти, куда вошли данные не только о ветеранах войны, но и тружениках тыла. Собранные материалы – фотографии и краткое жизнеописание героев тех лет — были сформированы в отдельную галерею, которая экспонировалась в спортивном зале школы. Впоследствии копии материалов также были переданы в ЦДНИ.
Сбор материалов о ветеранах войны продолжается, и в текущем юбилейном году также будет организована галерея памяти, которую планируется расширить за счет архивных фотографий, фронтовых писем. Кроме того, в план ежегодной работы гимназии по встрече годовщины Победы включены и другие мероприятия. К примеру, в этом году каждому классу были вручены настенные календари с рисунками детей на тему войны и мира. В прежние годы учащимся раздавались карманные календари на эту же тематику, закладки для книг с информацией о героях войны — наших земляках.
Как отмечает Рамзия Курмангалиева, некоторое сожаление вызывает то, что родители учащихся принимают в этой акции не настолько активное участие, насколько этого хотелось бы.
— Великая Отечественная война коснулась практически каждой семьи. Только из Казахстана на фронт ушли 1 млн 200 тысяч человек. На исторические события, связанные с войной, богат и наш регион: как известно, здесь формировались дивизии, работали эвакуированные предприятия, принимали раненых госпитали, — рассказывает смотритель краеведческого музея гимназии. — К сожалению, далеко не все современные родители бережно относятся к своей семейной истории, хранят ее свидетельства. Историю нельзя забывать, а патриотическое воспитание будет более эффективным, если его проводить на конкретных, живых примерах.
Между тем, сами дети проявляют живой интерес и к истории, и к ее сохранившимся свидетельствам. Учащиеся начальной школы с большим интересом восприняли информацию о своих ровесниках – героях-пионерах. В соответствии с принятой в гимназии программой экскурсионно-краеведческой работы для детей организуются тематические экскурсии. Нередко в музее проводятся уроки, или же учителя заимствуют его экспонаты в качестве наглядных примеров. Периодически здесь проходят встречи с краеведами, научными сотрудниками музеев и ЦДНИ. База музея гимназии незаменима и для тех учащихся, кто интересуется краеведением: по этой дисциплине школьники нередко готовят и защищают научные проекты. Целый зал в музее отведен этнографии и археологии. Здесь хранятся материалы экспедиций, в которых участвовали старшеклассники гимназии, а также материалы и предметы быта народов, населяющих нашу часть Прииртышья.
— Для нас, учителей, хранящиеся экспонаты являются хорошим подспорьем в работе. Благодаря многим предметам детям наглядно удается разъяснить некоторые исторические факты. Школьный музей хорош еще и тем, что многие предметы можно взять в руки, рассмотреть, — отмечает Рамзия Курмангалиева.
Эльдар НУРУЛЛИН
Фото автора