В Казахстане, как и во всем мире, актуальной проблемой становится появление людей, исповедующих радикальные течения. Сегодня в обществе задумались над тем, в каком направлении следует двигаться, чтобы сохранить мир и целостность государства, предотвратить междоусобицу и распри, связанные с религией. Что в этой связи предпринимается в Семее, как сегодня ведут себя представители нетрадиционных религиозных течений, как можно уберечься от пагубного влияния деструктивных течений, рассказал имам деревянной одноминаретной мечети в городе Семей Даулет Макажанов.
По словам имама Даулета Макажанова, сегодня представители нетрадиционных религиозных течений привлекают в свои ряды не только сломленных людей, но и уже состоявшихся, успешных в своем деле.
— Сегодня представители нетрадиционных религиозных течений привлекают в свои ряды уже успешных людей, у которых есть бизнес или свое дело. Почему это для них стало важным? Потому что они считают, что за успешными людьми всегда кто-то пойдет. Также они привлекают и тех, кто в жизни во многом не преуспел и у которых, как правило, есть последняя надежда на хорошую жизнь. Теперь другой вопрос: почему молодежь все чаще примыкает к псевдорелигиозным течениям. Потому что для деструктивных религиозных течений молодежь — это самый идеальный вариант. Они считают, что легче включить в свои ряды человека, пока он молод, без внутреннего стержня и не может найти место в жизни и ее смысл. Каждый раз говорю, чтобы защитить молодежь, нужно просто уделять ей внимание. Ведь многие из ребят — это те, кому родители не уделили время в детстве, сейчас это дети 90-х, которые нашли душевное тепло на другой стороне. Многие родители до сих пор этого не понимают и не учатся на ошибках других, — говорит Даулет Макажанов. — Самый характерный признак деструктивности секты, в которой находится человек – это радикальное изменение его личности. Например, раньше человек был политическим либералом, а теперь стал консерватором. Раньше он любил рок-музыку, а сейчас называет ее сатанинской. Раньше он был любящим и ласковым сыном, а сейчас вообще не доверяет родителям. Да, вполне естественно, что со временем в процессе приобретения жизненного опыта, убеждения людей меняются, как меняется и система их ценностей. Но радикальное изменение системы представлений не может произойти внезапно, оно происходит постепенно. Стремительное «перерождение» обычно вызывается искусственно, когда к человеку применяются техники нейрологического воздействия и когда он становится жертвой манипуляции и психологической обработки, в том числе обмана и внушения. Уходя в деструктивные течения, многие меняют имена, бросают семью, учебу или работу, переписывают на эту группу свою собственность и даже отправляются за тысячи километров от родного дома.
В народе бытует мнение, что развитие деструктивных течений порождает дефицит русскоязычных имамов. В этой связи мы решили поинтересоваться у Даулета Макажанова, согласен ли он с этим.
— К сожалению, это правда, я вынужден с этим согласиться. Наши проповеди в основном проходят на казахском языке. Во времена главного муфтия страны Ержана кажы Малгажыулы вышло Постановление, которое касалось Петропавловска и еще некоторых городов, в которых преобладало население с русским языком общения. Было решено, что проповеди там будут проходить на двух языках. Семей тогда не вошел в список городов. Сегодня, по-моему мнению, дефицит русскоязычных имамов дает о себе знать. Не спорю, это дело не одного дня, и здесь должен быть региональный взгляд. Скажем так, в Туркестанской, Жамбылской, Кызылординской областях нет нужды проводить проповеди на русском языке, и это бесспорно. Например, в одном из районов Алматы есть мечеть под названием «Вайнах», где проповеди идут на трех языках — казахском, русском и чеченском. Исторически так сложилось, что на территории района «Рабочий поселок» проживает большое количество представителей чеченской нации и ингуши. Также стоит отметить, что наиб-имам там казах, а главный имам – чеченец, который владеет тремя языками. От лица Духовного управления мусульман Казахстана хочу сказать, что мы рассматриваем данный вопрос и понимаем, что нужно предпринимать определенные шаги, — сказал имам Даулет Макажанов.
По мнению эксперта, в условиях многоконфессионального общества страны есть необходимость в грамотных специалистах по религиоведению, которые бы в полной мере разбирались в вопросах религии и могли рассказать молодым о разнице традиционных и нетрадиционных религиозных течений.
— Если говорить о некоторых проблемах в обучении, то в школах должны преподавать этот предмет те, кто в полной мере разбирается в религиоведении, кто объяснит и расскажет прежде всего о традиционных религиях в нашей стране, их особенностях. Рекомендую молодым людям получать знания от компетентных экспертов, имамов, учителей, а не из общедоступных социальных сетей. изучать религию при помощи социальных сетей и непроверенных сайтов — это большая ошибка. В целом рекомендую знакомиться с исламом вместе с имамами, — сказал Даулет Макажанов. — Потому что сегодня некоторые нетрадиционные течения в нашем городе достаточно адаптировались. У них уже не настолько бросающаяся в глаза внешность, они стараются общаться с имамами и ходят на проповеди в мечеть. Мое мнение, это делается для привлечения людей в свои ряды, когда они якобы дискутируют с имамами, но все равно остаются при своем мнении и продвигают его в массы. После 2011 года у них появилась особая политика — не привлекать к себе внимания и брать как можно больше жен, растить как можно больше детей, чтобы через десятилетия их в процентном соотношении стало больше. И тогда с ними невозможно будет не считаться. Они ждут своего времени. Поэтому считаю, что мы тоже не должны сидеть сложа руки, а начать действовать через школы. Каждый родитель, не важно, какой традиционной религии придерживается, будь то христианство, буддизм, ислам, должен стараться защитить своих детей. Направить на истинный путь. Бороться с чуждыми для нашей страны религиозными течениями можно только знаниями.
Акерке ТУРСУНОВА
{jcomments off}